ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 5

Предложенные датировки текста XIV и XV вв. исследователи считают неприемлемыми. Хотя в нём нет упоминаний о Рильском монастыре, местом создания памятника обычно считается эта обитель либо Средец. Народным Житие названо потому, что в его тексте заметно влияние фольклора, апокрифов и богомильской книжности, хотя существует мнение о его авторском происхождении. Исследователи отмечают, что Житие не отличается стройностью изложения и полнотой сведений, упоминает об общении святого с царём Петром и приписывает ему перенесение мощей в Средец. Моделью для Анонимного Жития исследователи считают дометафрастовские тексты и патериковые рассказы; в нём нашли отражение как предания об анахоретских подвигах святого, так и некоторые библейские реминисценции, характерные для XI–XII вв., эсхатологические мотивы и проч. Оно включает и гимнографические элементы, как полагают исследователи, взятые из песнопений в честь святого или написанные автором. Сохранилось от шести до десяти списков Жития, передающих текст протографа с минимальными изменениями. Анонимное Житие не включалось в состав минейных сборников, а распространялось в специально посвящённых святому рукописях и кодексах, связанных с рильским скрипторием. К этому же периоду, с 1166 (?) по 1183 гг., поскольку в Житии нет упоминания о перенесении мощей в Венгрию, исследователи относятся создание на греческом языке Жития византийским историком Георгием Скилицей. Хотя греческий текст не сохранился, исследователям известны 26 списков его славянского перевода, сделанного, как полагают исследователи, в Средеце. Сведения Анонимного Жития и версии Георгия Скилицы, сопровождаемые авторскими комментариями, объединены в пространное Житие, составленное Тырновским патриархом Евфимием после 1371 г. Исследователи отмечают, что оно написано в соответствии с метафрастовскими традициями экспрессивным поэтичным языком и имеет стройную композицию. Целью составителя , по мнению исследователей, было «достойнолепно» рассказать о богоугодной жизни и подвигах Иоанна Рильского, т.к. раньше о нём рассказывали «безыскусно и грубо». Как последователь исихазма автор уделяет внимание мистическим переживаниям святого, а как патриарх делает акцент на отношениях между царской и церковной властями и сообщает все известные ему исторические факты о перенесениях мощей. Существуют 14 списков (в их числе – ранний, так называемый Зографский, конец XIV в.), которые исследователи условно делят на две редакции. Зографский список Жития Иоанна Рильского был напечатан в 1671 г. в Киево-Печерской лавре. Дополнением к Житию, написанному Евфимием, является так называемая Рильская повесть Владислава Грамматика, подробно рассказывающая о перенесении мощей святого из Тырнова в Рильский монастырь в 1469 г. Эту повесть автор включил в составленный им в 1478–1479 гг. так называемый Рильский панегирик (Торжественник минейный на февраль-март с дополнениями; Болгария. Библиотека Рильского монастыря). Повесть дошла в девяти списках и четырёх редакциях, из которых две (Рильская и Белградская) всегда сопровождали Житие, написанное Евфимием, а две распространялись самостоятельно.

 



 
PR-CY.ru