ИОАНН РИЛЬСКИЙ, Рыльский - Страница 6

Благодаря интересу автора к подробным описаниям исторических событий, их участников и мест Рильская повесть является новым этапом в болгарской литературе. Исследователи отмечают, что созданное современником Владислава Грамматика Димитрием Кантакузином между 1469 и 1479 гг. «Житие с малой похвалой» следует образцам тырновской агиографии и канонам ораторской прозы. Оно было составлено на основе Житий, написанных Георгием Скилицей, патриархом Евфимием, и рассказа Владислава Грамматика в связи с установлением ежегодных празднований в Рильском монастыре возвращения мощей из Тырнова и включено в состав того же Рильского панегирика. Исследователям известно лишь в одном списке. Риторические вступление и заключительная похвала обрамляют повествование, в котором при сильно сокращённой фактологии акцент сделан на размышлениях об истории обители и о возвращении в неё мощей. Поздней компиляцией исследователи считают Житие, составленное рильским пресвитером Даниилом (XVII–XVIII вв.) на основе текста патриарха Евфимия. Исследователям известно в одном списке – в «Дамаскине» 1788 г. попа Иоанна из Врацы (София. Библиотека Болгарской Академии Наук). На смешении народного наречия и церковнославянского языка пресвитер Даниил эмоционально повествует о жизни святого, демонстрирует своё знакомство с Житиями Иоанна Рильского и других святых. Необычным для житийного жанра исследователи считают диалог с Иоанном Рильским, в котором автор спрашивает святого, что является более полезным для людей: общение с иноком, пример его жизни в монастыре или незримое присутствие отшельнической святости, преображающей людей и приближающей их к Богу. Существует и другие пространные поздние версии Жития Иоанна Рильского, которые носят компилятивный характер, например, Житие, составленное попом Пунчо (1745 г. – начало XIX в.). Самое раннее, по мнению исследователей, проложное краткое Житие находится в Драгановой Минее (конец ХIII в.) после шестой песни канона Иоанну Рильскому под 19 октября и отражает влияние текста Георгия Скилицы. Последней четвертью XIII в. исследователи датируют проложное Житие Иоанна Рильского из сербского Норовского пролога (начало XIV в.: Исторический музей). В нём под 19 октября помещён краткий текст, в котором основное внимание уделено перенесению мощей (царём Петром, который построил во имя святого церковь) в Средец и в Тырнове (промежуточное их перенесение в Венгрию опущено). Широкое распространение получило проложное (по Й. Иванову, первое проложное) Житие Иоанна Рильского, представляющее собой краткое, построенное по канонам агиографического жанра описание жизни святого, которое создано в первой половине XIII в. и сохранилось под 19 октября в стишном Прологе (первая половина XIV в.). Помимо многочисленных болгарских и сербских списков, в основном, в стишных Прологах XIV–XVII вв. Е. Томова учитывает и 25 русских списков, условно разделяемых на семь редакций. В 1641/1642 г. Житие Иоанна Рильского было издано в Москве в составе печатного Пролога, а в 1865 г. опубликовано архиепископом Филаретом (Гумилёвским).

 



 
PR-CY.ru