ИОАНН, Илия - Страница 19

Подобные иконы с фигурами святителей Никиты и Иоанна и с образом Богоматери «Знамение» в верхней части изображения вкладывались в различные монастыри, судя по сохранившимся описям. К ним исследователи относят, например, пядницу из Преображенского собора Варлаамиева Хутынского монастыря («...над ними вверху Знамение Пречистые Богородицы, по полям четыре святых…»), на которой расположение и количество святых на полях повторяют иконографию чудотворной иконы из храма Спаса Преображения на Ильине улице; икону из пядничного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря: «Никита епископ да Иван архиепископ Новгородцкие под окладом золочен, а во облаце Пречистые Воплощение» (Описи Соловецкого монастыря. 2003 г.). Пядница с изображением святителей Никиты и Иоанна среди других икон малого формата находилась в киоте в церкви в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия» на Буяне улице, подворье Варлаамиева Хутынского монастыря в Новгороде. Ещё один распространённый вариант «подносного» извода – иконы с образом Богоматери с Младенцем на престоле, у подножия которого стоят святители Никита и Иоанн, подняв в молении руки. Такие иконы известны в собрании музеев Московского Кремля, например, в пядничном ряду церкви Ризоположения Московского Кремля, вероятно, соловецкого происхождения, в басменном окладе, на боковых полях – святители Иона и Евфимий Новгородские. На образе в сканом окладе из частного собрания в Швейцарии Иоанн стоит позади Никиты, на нём коричневая мантия и светлая ряса, борода округлая. Изображение Иоанна (как и Никиты) появлялось на полях икон с образом Богоматери в среднике, например, на иконе Богоматери «Умиление» в драгоценном сканом окладе с венцами из пядничного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря (Описи Соловецкого монастыря. 2003 г., опись 1597 г.). Фигуры молящихся святителей Никиты и Иоанна исследователи встречают также на панагиях Новгородских архиереев: в предстоянии Спасителю – на резной серебряной панагии, изготовленной по воле митрополита Новгородского Макария и положенной на мощи святителя Никиты (1619–1627 гг., Новгородский областной музей-заповедник); в предстоянии Ангелу-хранителю – на обороте серебряной резной панагии из Софийского собора (вторая четверть XVII в., Новгородский областной музей-заповедник). На двухстороннем образке начала XVIII в. (Русский музей), написанном Григорием Семёновым на части камня Антония Римлянина, с одной стороны – преподобные Антоний и Варлаам Хутынский, с другой – святители Никита и Иоанн. Сохранился трёхстворчатый складень XIX в., в центральной части которого изображена София Премудрость Божия, на боковых створках – святители Никита и Иоанн («Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии). С прославлением других Новгородских святителей изображение Иоанна стало включаться в состав икон, представлявших Собор Новгородских чудотворцев, например, иконы Софии Премудрости Божьей с Николаем Чудотворцем и с пятью Новгородскими святыми, в том числе Иоанном, над северными дверями в приделе апостола Иоанна Богослова собора Святой Софии в Новгороде (Описи Софийского собора. 1993 г., выпуск 2, опись 1751 г., описи Софийского собора 1833 г.).

 



 
PR-CY.ru