ИОАНН, Илия - Страница 12

Слово третье основной редакции («О проявлении мощей святаго») заканчивается этикетной похвалой Иоанну и столь же трафаретной краткой историей написания Жития. Нередко в рукописях Слово третье опускается, или добавляется «Повесть о построении Благовещенской церкви». Житие Иоанна было включено во второе издание Пролога (М., 1642 г.). Поздние редакции Жития Иоанна (сокращённая, проложная, косинская, Четьих-Миней Димитрия Ростовского), не получившие большого распространения в рукописной традиции, представляют собой сокращения основной редакции Жития. Феодосий Георгиевич Спасский относил составление службы Иоанну ко времени раньше появления основной редакции Жития, датируя её 1430и гг. Списки службы относятся к XVI сXVII вв. Автором канона Иоанну в некоторых рукописях указан некий Иннокентий, по мнению исследователей, преподобный Иннокентий (Охлябинин; ум. в 1491 г.?), автор канона Нилу Сорскому. Иоанн фигурирует и в других новгородских памятниках XV в. Пахомий Логофет в 1430 гг. составил в Новгороде «Воспоминание знамения», а также службу и «Слово похвальное» знамению Пресвятой Богородицы, в которых упоминается Иоанн. К XV в. исследователи относят составление в Новгороде «Повести о посаднике Щиле», где фигурирует архиепископ Иоанн. Но исследователи отмечают, что это не может быть архиепископ Иоанн занимавший Новгородскую кафедру в 1389–1415 гг., поскольку «Повесть...» посвящена основанию Щилова Покровского монастыря под Новгородом в 1310 г. (при архиепископе Давиде) «стяжанием... Олониа мнеха, нарицаемого Сшкила» (Новгородская первая летопись). В «Повести...», имеющей черты фольклорного произведения, рассказывается о том, как архиепископ Иоанн отказался освятить монастырь, построенный Щилом «от лихвенного собрания». Во время совершения архиепископом отпевания Щила гроб провалился в преисподнюю. Владыка повелел написать в храме соответствующую фреску, а сыну Щила повелел заказать заупокойные службы в продолжение сорока дней в сорока храмах, что изменило посмертную судьбу Щила. Исследователи полагают, что сближение архиепископа Иоанна из «Повести...» с Иоанном возможно на том основании, что Иоанн, как можно думать, боролся с ростовщичеством: в «Поучении Новгородского епископа», автором которого, как полагают исследователи, был Иоанн, обличается «резоимание». Учитывая, что святитель в источниках именуется Иоанном с 1439 г., составление «Повести...» исследователи относят ко времени не раньше 1439 г. Она получила широкое распространение в рукописях XVII–XIX вв.

 



 
PR-CY.ru