ИОАНН Суздальский - Страница 18

Дни памяти обоих святителей отмечены в Чиновнике («Сказании действенных чинов») Успенского собора Московского Кремля, отражающем богослужебную практику времени патриарха Филарета, но данные об изображениях Суздальских святителей в Москве или других регионах (кроме иконы в храме Суздальского подворья) очень скудны. К числу немногих ранних изображений исследователи относят как исключение черневое изображение Иоанна в молении на одной из дробниц второй половины XVI в., украшающей кайму пелены к иконе Спаса на престоле из Благовещенского собора Кремля (музеи Московского Кремля), – уникальный образ святителя в архиерейской мантии с источниками, с длинной бородой, как у Феодора (исследователи полагают, что здесь произошло смешение черт святителей, что свидетельствует о малой известности их иконографии в столице). Иоанн и Феодор в числе других Суздальских чудотворцев (Дионисия, преподобных Евфимия и Евфросинии) и вместе со многими русскими святыми представлены на подоле (XVIII в.), пришитом к саккосу Казанского митрополита Лаврентия 1660 гг. (Национальный музей Республики Татарстан). Столь же редки случаи включения образа Иоанна в минейные циклы, даже относящиеся к XVIII–XIX вв. Кроме миниатюры лицевых святцев XIX в. (Исторический музей), где святитель представлен между Лукианом Антиохийским и Евфимием Новым, икона Иоанна письма мстёрского мастера Осипа Семёновича Чирикова (1899 г., музей истории религий) входит в комплект минейных икон 1880 гг. – начала XX в. из домовой церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, включающий большое количество изображений русских святых. Уникальное изображение Иоанна, помещённое на обороте минейной иконы на сентябрь и октябрь (первая половина – середина XVII в., Государственный Эрмитаж), – ещё одно свидетельство малой известности Суздальского святителя, поскольку он представлен в облике преподобного. Житийные циклы Иоанна исследователям неизвестны (по их мнению, они не существовали, на что указывает отсутствие данных о таких произведениях в суздальском Рождественском соборе). Однако изображения святителя включены в сцены Жития другого Суздальского чудотворца – преподобного Евфимия, который, согласно агиографической традиции, был современником Иоанна. Житийные циклы преподобного появились не позже середины XVII в. (скорее всего, как полагают исследователи, во второй половине XVI в.); они представлены несколькими иконами из Спасо-Евфимиева монастыря (не сохранились) и неопубликованными лицевыми рукописями второй половины XVII – XVIII вв. В сохранившемся цикле, который входит в состав росписи Евфимиевского придела в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря (1689 г., поновлена в 1867 г.), Иоанн представлен несколько раз: он благословляет пришедшего в Суздаль преподобного Евфимия в Рождественском соборе; вместе с Евфимием и князем Борисом Константиновичем обретает место для Спасского монастыря; поставляет преподобного в диаконы и в иереи; с сонмом духовенства и мирян совершает крестный ход к месту основания обители или, менее вероятно, для освящения построенного храма.

 



 
PR-CY.ru