ИОАНН Суздальский - Страница 14

Изображения святителей, близость композиции к алтарной росписи Рождественского собора и отсутствие в надписи указаний на место вклада позволяют исследователям думать, что крест предназначался для кафедрального храма. Однако в середине XVIII в. он находился в Ризоположенском монастыре; если он был вложен именно туда, это указывает на стремление архиепископа Серапиона утвердить почитание двух святителей в крупнейших храмах и монастырях Суздаля. Исследователи полагают, что образы Иоанна и Феодора находились и на других предметах декоративно-прикладного искусства, исполненных по заказам Суздальских иерархов. Так, А. Фёдоров упоминает изображение Иоанна на дробнице старой архиерейской шапки, которое соответствует общерусской традиции украшения этих предметов сценами храмовых праздников и образами местных святых. В XVII в. существовали и другие варианты изображений Иоанна и Феодора, включавшиеся в устоявшиеся, широко распространённые в разных регионах иконографические схемы. Согласно описи 1683 г., над царским местом в Рождественском соборе стоял «образ Вседержителя Спаса в подножии святители Иоанн и Феодор Суждальские», который исследователи готовы отождествить с нерасчищенной иконой из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника (сообщение М.А. Быковой). Изображение стоящего Христа (тип «Спас Смоленский») с припадающими святителями находит иконографическую и отчасти функциональную аналогию в изображении Господа Вседержителя с припадающими святителями Леонтием и Исаией Ростовскими, помещённом на своде сени горнего места церкви во имя апостола Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683  г.). Во второй половине XVII в. для архиерейского дома писались также иконы Богоматери с Иоанном и Феодором «в подножии в молении», т.е. тоже припадающими (конкретные особенности иконографии исследователям неизвестны), в 1672 г. архиепископ Стефан поднёс такой образ патриарху Питириму. К последней четверти XVII – XVIII вв. исследователи относят данные о распространении изображений Собора Суздальских чудотворцев. Иконы различались по количеству представленных святых, но неизменно включали образы Иоанна и Феодора. В 1683 г. такой местный образ находился в Рождественском соборе. В состав росписи жертвенника собора Спасо-Евфимиева монастыря (1689 г., артель костромичей под руководством Гурия Никитина) была включена оригинальная по иконографии композиция: в нижней, «земной» зоне представлены четверо наиболее почитаемых Суздальских святых – Иоанн, Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния, которые молятся Божьей Матери с Младенцем, восседающей на престоле в облаках, на фоне райского сада, с архангелами (надпись: «Что Тя наречем, Благодатная…»). Иоанн и Феодор, имеющие архиерейский сан, изображены в центре композиции преклонившими перед Ней колени, тогда как преподобные показаны стоящими по сторонам. Эта сцена, отражающая почитание Суздальских чудотворцев как молитвенников за человеческий род, свой город и монастырь, соответствует функциям жертвенника, предназначенного для совершения чина проскомидии, когда поминаются св. заступники.

 



 
PR-CY.ru