ИОАНН Суздальский - Страница 15

Более сложную программу имели иконы Суздальских святых, входившие в состав иконостаса собора Покровского монастыря и исполненные около 1674 г. вязниковцем Михаилом Ивановичем Пономарёвым по заказу старца Иоасафа Гребенщикова – казначея Суздальского архиепископа Стефана. Из поручной записи 1674 г. исследователям известно, что кроме прочих местных икон мастер должен был написать образы преподобной Евфросинии, преподобных Евфимия и Софии и икону четырёх Суздальских святителей – Иоанна, Феодора, Дионисия и Симона. По инициативе заказчика круг Суздальских святых был максимально расширен, но образы Иоанна и Феодора сохранили первое место, на что указывают порядок упоминания святых в поручной записи и положение иконы в иконостасе. Уже в 1686 г. этот иконостас был заменён новым, созданным по заказу митрополита Илариона, при котором почитание Суздальских святителей было распространено меньше чем раньше. Так, отсутствуют значительные образы Иоанна и Феодора в составе нового иконостаса Рождественского собора 1680 гг., упразднена церковь апостола Иоанна Богослова с приделом Иоанна и Феодора в архиерейском доме и не возобновлён престол во имя святителей в Александровском монастыре при строительстве каменного Вознесенского храма в 1695 г., а также отсутствует упоминание образов Иоанна и Феодора в перечне икон, подносившихся Суздальским митрополитом разным лицам. Вместе с тем, по свидетельству А. Фёдорова, к середине XVIII в. «в Покровском девичье монастыре… в настоящей церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, и в теплой Зачатия святыя Анны… в Деисусе и местныя имеются древняго писма сих святых святителей святые образа» (речь идёт не об апостольском Деисусе иларионовского иконостаса Покровского собора, а скорее всего, как полагают исследователи, о старом иконостасе, перенесённом в тёплую церковь, или об иконостасе Зачатьевского храма, исполненном до вступления на кафедру митрополита Илариона). Несмотря на ослабление почитания Суздальских святителей, выразившееся в исчезновении придела, освящённого во имя этих святых в храме села Павловского после разборки в 1729 г. ветхой церкви, и в пренебрежении днём их памяти при епископе Симоне (1739–1747 гг.), к середине XVIII в. образы Иоанна и Феодора имелись во многих приходских церквах и частных домах Суздаля. Одним из сохранившихся примеров изображений святителей этого периода служит композиция «Собор Суздальских святых» на обороте Казанской иконы Божьей Матери из одноимённого зимнего храма при суздальской Воскресенской церкви (первая треть XVIII в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник); исследователи полагают, что образ выполнен в связи со строительством в 1720–1730 гг. каменных храмов Воскресенского прихода. Это – самое полное изображение Собора Суздальских святых, включающее образы не только святителей Иоанна, Феодора, Симона и Дионисия, преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии, но и Арсения Элассонского и блаженного Трофима. Иоанн и Феодор представлены в центре нижнего ряда, обращены друг к другу, в руках держат раскрытые кодексы с текстами: Лк. 6:37 (у Иоанна) и Ин. 12:26 (у Феодора); в остальном иконография святых традиционна.

 



 
PR-CY.ru