ИОАНН Суздальский - Страница 16

В середине – второй половине XVIII в. стимулом к распространению почитания Иоанна и Феодора явилось прибытие в город епископа Порфирия (Крайского). Произошло несколько чудес, и в 1755 г. была получена резолюция Святейшего Синода о праздновании памяти обоих чудотворцев. По инициативе преемника епископа Порфирия митрополита Сильвестра (Гловатского) были украшены раки Иоанна и Феодора; им посвящены приделы в Рождественском соборе (1756 г.) и во вновь сооружённой церкви в честь Чуда архангела Михаила в Хонех в архиерейском селе Ивановском (1759 г.). Исследователи не сомневаются, что для этих храмов писались новые иконы Иоанна и Феодора; кроме того, в 1756 г. для собора была исполнена икона Суздальских святителей, на которой по повелению владыки были представлены святители Симон и Дионисий Суздальские. Митрополит Сильвестр приказал изображать Иоанна и Феодора не в белых клобуках, а «в митрах архиерейских, по подобию протчих святителей и угодников Господних». Причины этого нововведения исследователям неизвестны (по их мнению, митрополит исходил из современных ему представлений о ношении белого клобука, который давался только митрополитам и не надевался вместе с богослужебными облачениями); однако, как показывают памятники второй половины XVIII – XIX вв., оно не прижилось, и было вытеснено традиционной иконографией этих святых. В конце XVIII в., при епископе Викторе, были устроены новые раки для мощей обоих святителей и балдахины над ними (мощи Феодора переложены в 1794 г., мощи Иоанна – в 1795 г.). По мнению исследователей, к этому времени относится создание лицевого покрова с образом Иоанна (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), который сочетает традиционную иконографию святителя с некоторыми новшествами – «греческой» формой клобука и изображением посоха в руке (с жезлом Иоанн представлен и на существующей крышке раки, возможно, 1879 г. – Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В 1805 г. при постройке каменного храма был возобновлён престол Иоанна и Феодора в селе Павловском. Почти все дошедшие до нас изображения Иоанна и Феодора второй половины XVIII – XIX вв. включены в иконы Суздальских чудотворцев, которые находят аналогии в образах местных святых других регионов страны, также распространённых в этот период. Исследователям известны пространный и краткий варианты подобной иконографии, которые могли дополняться включением святых, не связанных с Суздалем; Иоанн и Феодор всегда изображаются в центре композиции. В Успенском соборе Флорищевой пустыни находились две иконы, на одной из которых были представлены Владимирские святые (князья Александр Невский, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич и мученик Авраамий Болгарский) с равноапостольными царём Константином и царицей Еленой, а на другой – святители Феодор, Иоанн, Симон, Дионисий, преподобные Евфимий и Евфросиния с Димитрием Ростовским. Судя по изображению Димитрия, исследователи делают вывод, что иконы были исполнены не раньше 1757 г., а их парный характер (по равному количеству представленных святых) позволяет им связать создание произведений с присоединением в 1788 г. Владимирской епархии к Суздальской.

 



 
PR-CY.ru