ИОАНН Суздальский - Страница 17

К развёрнутому варианту иконографии «Собор Суздальских святых» также принадлежит икона середины XIX в. из Рождественского собора (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), написанная на доске горизонтального формата и, как полагают  исследователи, первоначально установленная под иконой Богородицы (Иоанн изображён вместе со святителями Феодором, Дионисием, Симоном, с преподобными Евфимием и Евфросинией; он единственный из архиереев держит жезл с сулоком и навершием в виде змей). Более распространёнными, особенно в частных домах, были образы четырёх самых чтимых Суздальских святых – Иоанна, Феодора, преподобных Евфимия и Евфросинии. Сохранились несколько близких по времени исполнения икон такого типа (в том числе подписных и датированных), которые отличаются деталями иконографии и манерой письма. Самый ранний образ, написанный в 1791 г. А.И. Татариновым (частное собрание), традиционен по стилю; Суздальские святые представлены на фоне пейзажа в молении Господу Вседержителю. На иконе 1792 г. с чертами барокко (в надписи на обороте манера охарактеризована как «греческая»), которая принадлежала суздальскому купцу А. Чернову (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), чудотворцы показаны в молении Владимирскому образу Божьей Матери (в «зеркальном» варианте). Иоанн и Феодор изображены в традиционных облачениях с панагиями, в белых клобуках новой формы (ср. покров Иоанна конца XVIII в.) в соответствии с практикой времени создания памятника. В надписях Иоанн и Феодор неверно названы митрополитами (эта ошибка, по мнению исследователей, свидетельствует не только о заказе иконы иногороднему мастеру, но и о восприятии белых клобуков как митрополичьих атрибутов; возможно, именно из-за подобных ошибок митрополит Сильвестр в 1750 гг. приказал изображать святителей в митрах). Икона письма Д. Мешкова выполнена в начале XIX в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник; по мнению исследователей, происходит из Троицкой церкви Ризоположенского монастыря в Суздале): в верхней части композиции – ангел, несущий Нерукотворный образ Спасителя, в центре – святитель Пётр, митрополит Московский, беседующий с Суздальскими чудотворцами. Более традиционны иконы, относящиеся ко второй половине XIX – началу XX вв. (например, икона из галереи Р. Темпла в Лондоне, по манере исполнения близкая к «краснушкам»): в них исчезает барочная стилистика, на святителях вновь появляются клобуки древней формы. Известны парные изображения Иоанна и Феодора – икона в Казанской церкви Суздаля, где находятся раки с мощами святителей, и выходная гравюра «Краткого описания о святых святителях Феодоре и Иоанне, Суздальских чудотворцах» (второе издание: М., 1899 г.), на которой святые представлены в чёрных клобуках. Обзор памятников XIX в. показывает исследователям, что в это время Иоанн уступает первое место в сонме Суздальских святителей Феодору, которого стали изображать справа от центра композиции (слева от зрителя); это новшество заметно в текстах с XVIII в. За пределами Суздаля и Суздальской (с конца XVIII в. – Владимирской и Суздальской) епархии Иоанна, как и Феодора, изображали крайне редко.

 



 
PR-CY.ru