ИОАНН ЭКЗАРХ - Страница 7

В первой части Слова 4 Иоанн Экзарх излагает геоцентрическую космологию, часто используя идеи Аристотеля о шаровидности земли, находящейся в центре сферичного небесного свода, о кругах небесного свода и прикреплённых к нему «плавающих звёздах» (Солнце, Луне и пяти планетах) и «неподвижных звёздах»; сообщает астрономические сведения о размерах Земли, о смене дня и ночи, о движении Солнца, о различиях при исчислении лунного и солнечного года, о равноденствии, о четырёх сезонах года, о распределении по Земле пяти климатических поясов, результаты метеорологических наблюдений, сведения о влиянии лунных фаз на Землю, о приливах и об отливах и их воздействии на растения и животных. Здесь, как и в «Богословии», Иоанн Экзарх отвергает астрологические верования о предопределении звёздами судьбы человека и, говоря о свободной человеческой воле в соответствии с христианской антропологией, напоминает читателям, что они в ответе за свои поступки. Высказывались мнения (Р. Айцетмюллер), что в полемике с астрологами Иоанн Экзарх опирался на сочинение «Против математиков» древнегреческого философа Секста Эмпирика (конец II – начало III вв.). Во второй части Слова 4 преобладают отрывки сочинений преимущественно Василия Великого (и меньше Севериана Габальского) с лирическими описаниями неба и звёзд и с рассуждениями о мудрости Творца и об абсолютной гармонии мира. При этом говорится о важности открытия точного источника познания. В Слове 5 приведена обширная информация об отдельных животных и птицах, при этом даны описания их повадок, которые автор часто сравнивает с поведением человека. Слово начинается с введения (аналоги исследователи не нашли), в котором рассказывается о сотворении (согласно Василию Великому) живых организмов и об их классификации по четырём видам (согласно «лестнице живых существ» Аристотеля). Слово 6 посвящено человеку как «венцу Божия творения», центральное место в тексте занимает описание человеческого тела – это первый в славянской литературе трактат по анатомии и физиологии человека. Исследователи до сих пор не определили, заимствовал ли Иоанн Экзарх это описание непосредственно из «Истории животных» Аристотеля, или же оно принадлежит ему самому. Здесь также заметно влияние и других античных авторов, например, Плиния. Главное внимание автор уделяет голове (не только черепу, глазам, ушам, носу и губам, но и уму и рассудку человека) и сердцу с целью показать человеческое тело как орган мыслящей души и тем самым прославить могущество созидательной силы Творца; анализируются человеческие чувства и характер. В этом Слове, как и выше, осуждаются различные еретические учения, что свидетельствует о существовании в Х в. в Болгарии еретиков, особенно последователей иудаизма, которому Иоанн Экзарх уделяет особое внимание.

 



 
PR-CY.ru