ИУДА - Страница 9

В западной традиции широкое распространение получила версия о кончине апостола Иуды-Фаддея в Персии. В Мартирологе Иеронима Стридонского говорится, что апостолы Симон Кананит и Иуда Зилот скончались в городе Суанис в Персии. Латинское Мученичество апостолов Симона и Иуды представляет другую традицию по сравнению с греческим и восточным «Деяниями», посвящёнными апостолу Иуде-Фаддею. Это Мученичество входит в состав так называемой коллекции Житий Псевдо-Абдии, составленной во второй половине VI в. на основании более древних источников. Апостолу Симону Кананиту отводится ведущая роль, а апостолу Иуде-Фаддею – второстепенная. Мученичество представляет собой выдержку из большого сочинения, первоначально составленного на греческом языке Кратоном, учеником апостола Симона. В нём рассказывается о проповеди апостолов в 12 провинциях Персии и в Вавилоне, о диспутах с магами Зароэсом и Арфаксатом (напоминающих диспут апостола Петра с магом Симоном в древних «Деяниях апостола Петра») и о мученической кончине в городе Суанир. Описание пыток, которым апостолов подвергли жрецы храма бога Солнца, имеет параллели в латинских Мученичестве апостола Фомы и сочинении «О чудесах апостола Фомы». Автор хорошо знаком с реалиями Персидского царства IV в., что является terminus post quem для этого сочинения. Город Суанир (или Суанис) неизвестен по другим источникам. По мнению исследователей, имелась в виду область Сузиана на юго-западе Персии (С. Тиймон и А. Гутшмид предположили без особых оснований, что речь идёт о Сванетии). Персидская версия возобладала в западной агиографии (Венанций Фортунат, Беда Достопочтенный, Адон Вьеннский, Узуард, Гонорий Отёнский, Ордерик Виталий, Иаков из Варацце). О том, что апостол Фаддей (без уточнения какой) проповедовал в области Персида (Фарс), кроме западных источников сообщается в «Христианской топографии» Космы Индикоплова (первая половина VI в.). Фрагментарно сохранившееся коптское сочинение «Деяния апостола Иуды-Фаддея», брата Господня, проповедовавшего в Сирии и Месопотамии, по мнению исследователей, никак не связано с греческой и латинской версиями «Деяний» этого апостола. Исследователи полагают, что они представляют собой перевод греческих «Деяний Петра и Андрея», в которых Андрей заменён Фаддеем. Целиком это произведение известно исследователям по арабскому и эфиопскому переводам. В копто-арабской «Проповеди» и Мученичестве апостола Иуды-Фаддея говорится о распространении им христианской веры в Дамаске и в Месопотамии и о его кончине 2 абиба, т.е. 26 июня, в эфиопской «Проповеди» апостола Иуды-Фаддея – о миссионерской деятельности в Сирии и Дакии (вместо Дамаска). Мощи апостола Иуды-Фаддея хранятся в соборе св. Петра в Риме в приделе праведного Иосифа Обручника. Исследователям известно также о частицах мощей этого святого в Реймсе, Тулузе и Кёльне. Мощи Фаддея, апостола от 70, который в настоящее время чтится в Армении как один из 12 учеников Спасителя, хранятся в Эчмиадзинском монастыре. Перенесение в 1929 г. монахами-кларетинцами части мощей (предплечья) этого святого из Армении в Чикаго дало импульс к возрождению почитания апостола Иуды-Фаддея как помощника в безнадёжных ситуациях, возникшее в Средние века в Европе в результате одного из видений св. Биргитты Шведской.

 



 
PR-CY.ru