ИУДА - Страница 5

В греческом апокрифе, именуемом «Деяния апостола Фаддея» (традиционная датировка: вторая половина VI – первая половина VII в.; датировка, предложенная Э. Палмером: начало 629 г. – Пасха 630 г.), просветителем Эдессы был назван апостол Фаддей-Леввей. В этом сочинении говорится, что он был иудеем, уроженцем этого города. Придя в Иерусалим, Фаддей услышал проповедь Иоанна Предтечи и крестился. Затем он последовал за Христом и стал одним из 12 учеников. В ответ на письмо Авгаря Спаситель отправил ему убрус и обещал послать в Эдессу Фаддея. Авгарь исцелился ещё до прихода апостола, который прибыл к нему после вознесения Христа. Фаддей изложил Авгарю христианское учение и крестил его вместе с родными и домочадцами. В Эдессе он проповедовал евреям, грекам, сирийцам и армянам, многих крестил. Наметившаяся тенденция смешения двух апостолов Фаддеев отразилась и в заглавиях разных списков «Деяний апостола Фаддея», которые сохранились в двух версиях. Древнейшая рукопись (XI в.) в заглавии называет Фаддея апостолом от 12, а более поздний список – апостолом от 70 (исследователи полагают, что последний заголовок повлиял на то, что в основу средневизантийского синаксарного Жития апостола от 70 Фаддея легли «Деяния апостола Фаддея»). Несмотря на имевшую место в некоторых источниках путаницу, апостолы от 70 Фаддей-Леввей и Фаддей в греческой традиции почитались как разные лица, а на Западе сформировалось их общее почитание. В ряде древних христианских памятников в числе апостолов от 12 упоминается Иуда Зилот. В перечне апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), который содержится в кодексах V и VIII/IX вв. старолатинского перевода Библии «Vetus Latina», апостол Иуда Иаковлев назван Иудой Зилотом, а в кодексах «а» (IV в.), «b» (V в.), «q» (VI/VII в.) приводится чтение «Иуда Зилот и Фома». Большинство исследователей считают, что прозвище Зилот, принадлежавшее апостолу Симону, было ошибочно атрибутировано Иуде и не является следом несохранившегося древнего предания о том, что Иуда был зилотом. Иероним Стридонский при составлении в конце IV – начале V вв. Вульгаты заменил имя Иуда Зилот именем Фаддей. О тождестве этих апостолов он пишет в сочинении «Против Гельвидия». Наименование апостола Иуды Зилотом встречается также в перечне 12 учеников (Деян. 1:13) в старолатинском Верчелльском, Веронском, Сен-Жерменском и Клермонском кодексах IV–IX вв., в эфиопской версии раннехристианского сочинения «Послания апостолов», написанного около 160 г. в Малой Азии, в «Хронографе 354 г.» и на мозаике в баптистерии православных в Равенне середины V в. В описании событий Тайной вечери (Ин. 14:22) из фрагмента коптского саидского текста Евангелия (III–VI вв.) относящееся к Иуде уточнение «не Искариот» заменено словом «Кананит». В том же эпизоде (Ин. 14:22) в сирийских Евангелиях из собрания У. Кьюртона (VII вв.) указан Иуда Фома, а в сирийских Синайских Евангелиях (VII в.) – только Фома. По мнению исследователей, упоминание Фомы появилось под влиянием восточно-сирийской традиции, к которой относятся «Евангелие от Фомы» и «Деяния апостола Фомы», надписанные именем Иуды Фомы, а также сирийское «Послание Иисуса к Авгарю».

 



 
PR-CY.ru