ИУДА

ИУДА (I в.) – брат Господень (память 19 июня; память в Западной церкви 28 октября), отождествляется в православной традиции с апостолами от 12 Иудой Иаковлевым и Фаддеем-Леввеем и с автором «Послания Иуды». В Новом Завете существует четыре варианта списков 12 апостолов (Мф. 10:2–4; Мк. 3:16–19; Лк. 6:13–16 и Деян. 1:13). Наиболее очевидное разногласие между этими списками связано с именем апостола Иуды. Иуда Иаковлев представлен только в списках 12 апостолов у евангелиста Луки (Лк. 6:16) и в Деян. 1:13, в параллельном месте списка у евангелистов Матфея и Марка приводится имя Фаддей (Мф. 10:3; Мк. 3:18). Имя Леввей появляется в некоторых версиях текста Мф. 10:3 или Мк. 3:18 либо вместо имени Фаддей, либо как дополнение к нему: имя апостола варьируется в греческих и латинских рукописях Нового Завета – Фаддей, Леввей, прозванный Фаддеем, или просто Леввей (например, греческий кодекс Безы, V в.). Брюс Мэннинг Мецгер считал чтение «Фаддей» первичным по сравнению с «Леввей». Для некоторых библейских критиков наличие этих разночтений служило доказательством того, что к моменту создания Евангелий отдельные детали предания о 12 учениках Спасителя начали забываться (в то же время наличие лишь одного существенного разночтения может свидетельствовать об обратном). Все возможные попытки в современной библеистике объяснить наличие разночтений исследователи условно относят к двум крайним предположениям. Согласно одной гипотезе, Иуда Иаковлев и Фаддей – одно и то же лицо, поскольку среди палестинских иудеев того времени допускалось носить два имени: греческое (или латинское) и иудейское. Употреблённое в списке апостола Луки имя Иуда имело официальный статус, Фаддеем же он назывался в неформальной обстановке. Сторонники другой точки зрения не признают соотнесение имён в списках (а также попытки их отождествления в церковной традиции) и рассматривают их носителей как разные личности. Сведения об Иуде крайне малочисленны. Имена братьев Господних известны из евангельского рассказа о том, как жители Назарета, удивляясь учению Спасителя, восклицали: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13:55). В соответствующем эпизоде Евангелия от Марка порядок имён братьев другой: Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Мк. 6:3). Мнение Иеронима Стридонского о том, что Иуда и его братья были детьми Клеопы-Алфея (брата праведного Иосифа Обручника), т.е. двоюродными братьями Спасителя (точнее, сводными), утвердилось в Западной церкви. В Византии возобладала точка зрения, что Иуда и его братья были сыновьями Иосифа Обручника от первого брака. Византийское синаксарное Житие апостола Иакова, брата Господня, содержит предание о разделе праведным Иосифом Обручником земельных владений между детьми. Его сыновья от первого брака воспротивились выделению доли наследства Иисусу, только Иаков принял Спасителя в совместное владение своей частью. Из новозаветных текстов следует, что при жизни Спасителя Иуда и его братья «не веровали в Него» (Ин. 7:5), но после Вознесения присоединились к апостолам и жёнам-мироносицам (Деян. 1:14). Иуда был женат и имел потомство.

 



 
PR-CY.ru