ИУДА - Страница 2

Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Егесиппа (середина II в.), повествует о внуках Иуды, называемого «по плоти братом Господним», которые исповедали веру во Христа перед императором Домицианом (81–96 гг.). Из рассказа следует, что в это время Иуды уже не было в живых. Домициан начал гонения в последние месяцы своего правления, следовательно, брат Господень умер раньше 96 г. Сообщая о браках сыновей Иосифа Обручника Иосии (Иуста) и Симона, апокрифическая «История Иосифа Плотника» (между IV и VII вв.) почему-то умалчивает о женитьбе Иуды. «Апостольские постановления» называют Иуду, брата Господня, третьим епископом Иерусалима. Предание о том, что Иуда возглавлял христианскую общину Иерусалима, отразилось и в апокрифических «Деяниях апостола Павла» (II в.): «...Вступил я в Церковь великую с благословенным Иудой (во главе), братом Господним, который первый преподал мне благую любовь веры (нашей)». Эти сведения противоречат Деян. 9:10, где апостола Павла в церковь вводит апостол от 70 Анания. Один из апостольских списков, ошибочно атрибутируемый Епифанию Кипрскому (так называемый список Псевдо-Епифания, V–VI вв.), сообщает, что апостол Иуда, брат Господень, был епископом Иерусалима в течение семи лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей – Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно». Однако в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского третьим Иерусалимским епископом назван Иуст. Получившая широкое распространение во второй половине XIX – начале ХХ в. гипотеза о том, что Иуда, брат Господень, является одним лицом с Иудой Варсавой, отвергнута большинством современных комментаторов Нового Завета (см. подробнее в ст. Иуда Варсава; о проблеме отождествления Иуды, брата Господня, с автором Послания Иуды см. в ст. «Иуды Послание»). Отождествил Иуду, брата Господня, с апостолом Иудой Иаковлевым Иероним Стридонский в «Книге о знаменитых мужах», что прочно вошло в церковную литературу и литургическую традицию, однако не носило в древности повсеместного характера (например, в сирийском сборнике IX в. среди 12 апостолов назван Иуда Иаковлев, а в числе 72 апостолов указаны Иуда, брат Господень, и Иуда, автор Послания). Болландисты также считали Иуду, брата Господня, и апостола Иуду Иаковлева одним и тем же лицом. Против их идентификации выступили многие исследователи XIX–ХХ вв. (В. Эрмони, Дж.Г. Таскер, архиепископ Димитрий (Самбикин), К.М. Керр, Р. Браун, Л.М. Перетто, К.Л. Бломберг, А. Главинас, Р. Обер и др.), поскольку в Новом Завете братья Господни упоминаются наряду с апостолами, а не в их числе (Ин. 2:12; Деян. 1:14) и в отличие от апостолов они не верили в Спасителя во время Его земной жизни (Ин. 7:5; см. подробнее в ст. Братья Господни). Помимо списков 12 апостолов (Лк. 6:13–16; Деян. 1:13) Иуда Иаковлев упоминается в тексте Евангелия лишь однажды. Во время Тайной вечери Иуда «не Искариот» спросил Христа: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин. 14:22). Однако исследователи высказывали предположения, что пояснение «не Искариот» является более поздней вставкой. В «Апостольских постановлениях» Иуда Иаковлев назван земледельцем.

 



 
PR-CY.ru