ИУДА - Страница 6

Появление у апостола Фомы первого имени Иуда представляет собой для исследователей отдельную проблему. В апокрифических «Деяниях апостола Фомы» и в гностических «Евангелии от Фомы» и «Книге Фомы Атлета» из Наг-Хаммади Иуда Фома является мистическим двойником Иисуса, на что указывает его прозвище Дидим (т.е. близнец), однако многие исследователи возражают против попытки видеть в имени Иуды Фомы отголосок древней традиции, отождествлявшей Фому с Иудой, братом Господним. Представление о тождестве трёх Иуд (брата Господня, автора Послания Иуды и Иуды Иаковлева) и Фаддея-Леввея окончательно сформировалось в средневизантийских Синаксарях и Минологиях. В Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца Х в.) под 19 июня Иуда, брат Господень, назван одним лицом с автором «Послания Иуды», апостолами Иудой Иаковлевым и Фаддеем-Леввеем, что повторено в синаксарной заметке под 30 июня, за исключением упоминания об авторе «Послания». С синаксарными сказаниями 19 и 30 июня согласуются сведения Минология Василия II (конец X – начало XI вв.) и Императорского Минология (1034–1041 гг.). Это отождествление прочно установилось в греческой православной традиции, и было принято РПЦ. Отдавая дань библейской критике, Элладская православная церковь с 2005 г. в официальном календаре выделила апостола Иуду, брата Господня, как отдельное лицо, установив его память в один день с апостолом Иудой-Фаддеем-Леввеем – 19 июня. Сведения о проповеди и месте кончины апостола Иуды-Фаддея-Леввея довольно поздние и крайне разноречивые, потому что первоначально эти биографические данные относились к разным лицам. Епископом Иерусалима Иуда, брат Господень, назван в «Апостольских постановлениях» и в апостольском списке Псевдо-Епифания, который добавляет, что он благовествовал Евангелие по всей Иудее и Самарии. Первоначально считалось, что в Эдессу к царю Авгарю был послан Фаддей, апостол от 70, а не от 12 (Евсевий Кесарийский, «Учение Аддая»). Древнейшее упоминание о проповеди в Эдессе апостола Иуды-Фаддея-Леввея встречается у Иеронима Стридонского, подробно о ней рассказано в греческих «Деяниях апостола Фаддея». Никифор Каллист Ксанфопул в «Церковной истории» попытался согласовать обе версии: он писал, что сначала в Эдессе проповедовал апостол от 70 Фаддей, а затем Иуда-Фаддей-Леввей, сын Иосифа Обручника, который до Сирии и Месопотамии распространял христианство в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее и городах Аравии. Кончина этого апостола была мирной, а не мученической. В одной из редакций греческих «Деяний апостола Фаддея» содержатся дополнительные сведения о том, что, поставив в Эдессе епископа и пресвитеров, апостол отправился в Амиду (ныне Диярбакыр, Турция) и просвещал её жителей в течение пяти лет. Затем он обошёл города Сирии, уча и благовествуя, и мирно скончался в Берите (ныне Бейрут). Эта версия (без упоминания Амиды) кратко отражена в перечне апостолов в составе «Апостольских постановлений» (IV–V вв.) и в каталоге Псевдо-Епифания, где говорится, что апостол Иуда-Фаддей-Леввей проповедовал в Эдессе и по всей Месопотамии, скончался при царе Авгаре и был погребён в Берите.

 



 
PR-CY.ru