ИУДА - Страница 8

В поэме Павлина Ноланского, написанной в 405 г., местом мученической кончины апостола Леввея названа Ливия. Раньше считали, что привязка Леввея к Ливии вызвана лишь сходным звучанием имени апостола и топонима, но после введения в научный оборот сочинения «О рождении и кончине пророков и апостолов», где говорится о смерти Фаддея-Леввея в Беренике Ливийской (ныне Бенгази, Ливия), Ф. Дольбо сделал вывод, что речь идёт о «реальной традиции, быть может ошибочной, но, конечно, древней». Что касается Бероникиды, куда, согласно так называемому первому Мученичеству апостола Андрея Первозванного (VIII в.), совершил миссионерское путешествие апостол Фаддей-Леввей, то, по мнению Ф. Дольбо, она находилась в окрестностях Эдессы. Cирийский сборник IX в. локализует город Беренику, в которой пострадал Фаддей-Леввей, в некой Далмании. Предание об Авгаре было переведено с сирийского языка на армянский язык уже в V в. и получило развитие в армянской письменности. В древнеармянском Мученичестве апостола Фаддея, написанном епископом Самуилом между V и VII вв., говорится, что из Эдессы апостол Фаддей (не уточняется, от 12 или от 70) отправился в Великую Армению ко двору родственника Авгаря армянского царя Санатрука. Здесь апостол обратил в христианскую веру царевну Сандухт и многих других, после чего был убит по приказу царя в Шаваршане (область Артаз, северо-восточнее озера Ван). В сохранившихся главах «Истории» Фавста Бузанда (вторая половина V в.) кратко упоминается о смерти Фаддея (без уточнения, относится ли он к числу 12 или 70 апостолов) в Армении, казнённого по приказу царя Санатрука. Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» (V или VIII в.) писал о Фаддее как об одном из 70 апостолов, об обращении в христианство Санатрука и о его последующем вероотступничестве из-за страха перед армяескими нахарарами. Об апостоле от 70 Фаддее и об апостоле Иуде Иаковлевом упоминает армянское Мученичество апостола Варфоломея, которое первоначально было написано в южных областях Армении на сирийском языке и не раньше VII в. переведено на древнеармянский. Апостол Варфоломей после проповеди у парфян, мидян и эламитов «отправился в армянскую область Гохтн, спеша вступить в жребий Фаддея», который был из числа 70. На одном из холмов в Арташате Варфоломей встретил Иуду Иаковлева, апостола от 12, который затем отправился в «свои места», а Варфоломей – в область Гер-Зареванд в Армении. Апостол Фаддей явился Варфоломею перед смертью. О том, что апостол Фаддей-Леввей пострадал в Армении от царя Санатрука, упоминается в апостольских списках второго сирийского типа. Кроме того, во многих памятниках разные предания соединены с армянской версией. В сирийском сборнике IX в. местом кончины апостола Иуды Иаковлева назван город Аребав (искажённое Арад) в Армении. Апостольские списки первого сирийского типа сообщают о распространении христианства Иудой-Фаддеем в Ассирии и Армении и о его казни по приказу армянского царя Санатрука в городе Биврутия (вместо Берит), якобы находившемся во Внутренней Армении. Согласно некоторым спискам «Breviarium apostolorum» и сочинению «О жизни и смерти отцов», апостол Иуда Иаковлев был похоронен в «Берите Армянском». Латинское сочинение «О рождении и кончине пророков и апостолов» ошибочно локализует Ребект (т.е. Ребек), в котором пострадал апостол Иуда Иаковлев, в Армении.

 



 
PR-CY.ru