ИУДА - Страница 14

Один из примеров включения Иуды в состав так называемого апостольского Деисуса – икона с Деисусом и 12 праздниками (конец XI – начало XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) – в среднике представлена пятифигурная композиция с архангелами, по сторонам – попарно 12 апостолов в рост. В росписи монастыря Матейче (около 1355 г.) использован сюжет на тему преемственности первыми Иерусалимскими епископами священства от Иисуса Христа и родства с Ним по плоти. С развёрнутыми свитками в руках, в полиставриях, с надписью на греческом «Сродники Господни» представлены первый епископ Иерусалима Иаков и его преемники Симеон и Иуда. В церкви Санта-Мария-ди-Англона в Базиликате, Южная Италия (конец XII – начало XIII вв.), в росписи которой исследователи отмечают близость иконографии к раннехристианским и сицилийским памятникам, а стиля – к монументальной живописи в храмах на территории от греческих островов и Македонии до Сицилии, в южном боковом нефе сохранились сцены из деяний апостолов, среди которых узнаваема сцена мученической кончины Иуды. Изображение Иуды исследователи устойчиво встречают в минейных циклах, на миниатюрах из рукописей: минеи на август Гроттаферратского монастыря преподобного Нила (с подписью: Иуда-Фаддей), под 21 августа; греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов) – под 20 июня представлен седовласым, но не самых преклонных лет старцем в розовом гиматии и голубом хитоне, в левой опущенной руке держит свёрнутый свиток, правая рука – в жесте именословного благословения (Российская национальная библиотека, конец XV в.). В настенных минологиях под 19 июня Иуда в мучении представлен в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) – распят на кресте и в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) – подвешен на дереве; изображения в рост есть в церкви Вознесения монастыря Дечаны (1348–1350 гг.), в церкви Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.), в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.). В русских минеях один из ранних примеров изображения Иуды сохранился в годовой минее первой половины XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) – темноволосый средовек, с короткими, до ушей, вьющимися волосами и короткой округлой бородой, облачён в сине-зелёный хитон и красный плащ, с омофором, в левой руке держит кодекс, правой благословляет. Образ Иуды представлен: на иконах на июнь из комплекта годовых миней конца XVI в. (с омофором поверх апостольских одежд), 1758 г., работы И.Ф. Липина; в годовой минее (начала XIX в.); в гравированных святцах работы Григория Павловича Тепчегорского (издано в 1714 и 1722 гг.; седовласый старец с густыми вьющимися волосами чуть ниже ушей и длинной округлой бородой, в правой руке – развёрнутый свиток, левая сложена в ораторском жесте с указующим вверх перстом) и Ивана Константиновича Любецкого (издано в 1730 г.; в правой руке – свиток, левая с раскрытой ладонью отведена в сторону) и на др.



 
PR-CY.ru