ИУДА - Страница 3

В сирийском каталоге апостолов из одной рукописи содержатся сведения, не известные по греческим источникам: Иуда, брат Иакова, был апостолом от 70 (а не от 12), проповедовал в Беф-Сане и скончался в Лидде. В апокрифическом «Послании Псевдо-Тита» (V в.) приведены слова Иуды Иаковлева о тех, кто оставили небесное ради плотского. Начиная с А. Йессина, многие исследователи указывали на то, что вопреки церковному Преданию прозвание Иуды Иаковлев с филологической точки зрения должно относиться к имени его отца, а не брата. Именно так наименование «Иаковлев» понимается и в восточной традиции, например, в коптской «Книге апостола Варфоломея о воскресении Иисуса Христа» и сирийских «Деяниях апостола Фомы». У.С. Макбирни выдвинул гипотезу (не разделяемую большинством библеистов), согласно которой Иуда был сыном апостола Иакова Зеведеева. Проблема, связанная с отождествлением апостолов Иуды Иаковлева и Фаддея-Леввея, возникла из-за разночтений в списках апостолов в Новом Завете. По мнению Б. Линдарса, чтение «Леввей» появилось очень рано, видимо, в латиноязычной среде. Большинство современных комментаторов считают, что имя Леввей происходит от евр. «сердце», в связи с этим предлагаются такие переводы этого имени, как «смелый, храбрый, мужественный». Эта этимология подтверждается и древними авторами: Иероним Стридонский в «Четырёх книгах толкований на Евангелие от Матфея» приводит этимологию имени Леввей, указывая, что оно соответствует латинскому слову «corculum», которое имеет два значения: прямое – «сердечко» и переносное – «умница», «разумный». В «Толковой книге еврейских имён» Иероним Стридонский связывает значение имени Леввей (corculum) со словом «сердце» («corde»). Теодор Цан предполагал, что прозвище Леввей было дано по названию селения Лобба в Галилее. По мнению современных комментаторов, греч. Фаддей происходит от арам. «грудь». Согласно мнению некоторых экзегетов, имя Фаддей может быть рассмотрено как вариант имени Февда, которое, вероятно, является уменьшительной (сокращённой) формой имени Феодор, Феодот или Феодосий и только созвучно с арамейским словом, означающим «грудь». Уже Ориген предположил, что имена Фаддей-Леввей и Иуда Иаковлев относятся к одному и тому же лицу. Об этом же писали Афанасий I Великий в Синопсисе Священного Писания, Иероним Стридонский в «Четырёх книгах толкований на Евангелие от Матфея» и др. Эта традиция стала господствующей в средневизантийский период и на средневековом Западе, в частности, в «Золотой легенде» Иакова из Варацце (вторая половина XIII в.), однако из письменных источников исследователи делают вывод, что в древности она не была единственной. Так, апостолы Фаддей и Иуда Иаковлев фигурируют как разные лица в «Панарионе» Епифания Кипрского и в некоторых апостольских списках: например, в составе латинского сочинения «О рождении и кончине пророков и апостолов» (V–VI вв.), сирийского сборника IX в. и армянского сборника 1680 г. В апостольском списке Псевдо-Епифания (V–VI вв.) объединены две точки зрения: десятое место занимает апостол Фаддей-Леввей, названный Иудой Иаковлевым и братом предыдущего апостола, которым в данной рукописи является апостол Иаков, брат Господень, на одиннадцатом месте в этом списке стоит Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский.

 



 
PR-CY.ru