ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 4

В 1071 г. торжественный чин смены обряда был совершён в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья. Папа Григорий VII предпринял решительное наступление на испано-мосарабский обряд. Между 1074 и 1081 гг. он отправил светским правителям Испании (principes Hispaniae) восемь посланий, в которых требовал запретить испано-мосарабский обряд (Toletane illusionis superstitio). Для введения римского обряда в 1079 г. в Испанию был отправлен аббат Рикард Марсельский. Собор 1080 г. (или 1081 г.) в Бургосе принял решение о введении римского обряда на всей территории Леоно-Кастильского королевства. Детали соборного решения исследователям неизвестны, т.к. акты не сохранились (кроме грамоты короля Альфонсо VI о введении римского обряда на подвластной ему территории). Архиепископ Родриго Хименес де Рада в «Истории Испании» (1243 г.) приводит рассказ, по мнению исследователей, придуманный им на основе кратких упоминаний в хрониках, о том, как Альфонсо VI повелел провести рыцарский поединок в присутствии папского легата, поскольку народ не хотел отказываться от испано-мосарабского обряда. Победил рыцарь, сражавшийся за толедское богослужение. Тогда король повелел бросить в костёр богослужебные книги двух обрядов, но толедская книга «выпрыгнула» из огня, а римская сгорела. Тем не менее, король всё равно запретил испано-мосарабский обряд. После завоевания Толедо в 1085 г. там также был введён римский обряд (в его клюнийском варианте он сохранился в этом городе до 1573 г.). Новым архиепископом Толедским был поставлен аббат клюнийского монастыря Саагун Бернард, француз по происхождению, сторонник григорианской реформы, что сказалось на его отношении к испано-мосарабскому обряду. Празднование восстановления Толедской кафедры состоялось 18 декабря 1086 г., в день, когда по календарю испано-мосарабского обряда был праздник Пресвятой Девы. Местная мосарабская община получила привилегии – шести толедским приходам было разрешено сохранить испано-мосарабский обряд. В источниках более позднего времени сообщается, что это были приходские церкви святых Иусты и Руфины, св. Марка, св. Евлалии, св. Себастиана, св. Луки и св. Торквата. Кроме того, по словам архиепископа Родриго, на Леонском соборе (1090 или 1091 г.), который проходил под председательством папского легата кардинала Райнерия и архиепископа Бернарда Толедского, впредь было разрешено переписывать и использовать только те литургические книги, которые написаны «галльским письмом», а те, которые написаны «толедским», велено отвергать. Некоторое время испано-мосарабский обряд сохранялся на землях, остававшихся под властью арабов. Но после 1125 г. большинство мосарабов были вынуждены спасаться бегством от гонений со стороны мусульман: часть из них перебралась в Северную Африку, другие бежали в Толедо. На территории Португалии мосарабское богослужение было запрещено в начале XII в.). В Толедо мосарабы лишились независимой иерархии (хотя вплоть до XIII в. там было множество мосарабских епископов, эмигрировавших с юга). О сопротивлении мосарабов романизации говорится в послании папы Евгения III толедскому клиру и народу (около 1146).

 



 
PR-CY.ru