ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 9

Орационал (аналог Коллектария в других западных обрядах) представляет собой сборник молитв оффиция (содержит молитвы антифонов и респонсориев, молитвы малых часов, некоторые молитвы периода Великого поста, отпусты вечерни и утрени, благословения народа). Судя по пометам в рукописях, исследователи сделали вывод, что он всегда согласовывался с Антифонарием. Древнейший образец, отражающий, по мнению исследователей, тарраконскую практику вестготского периода, – Веронский Орационал (рукопись конца VII в.; после 731 г. оказалась в Италии). Впервые памятник был издан И. Бьянкини в 1741 г. (новое издание 1946 г.). Другой Орационал сохранился в рукописи IX–X вв. (как полагают исследователи, из Санто-Доминго-де-Силос). Исследователям известны также два фрагмента: один происходит из Каталонии (рукопись начала IX в.), другой из Толедо (рукописи XI в.), два палимпсеста тоже содержат Орационал: X и XII вв. «Liber misticus» (или mixtus, букв. – «смешанная книга», поскольку в ней соединены молитвы и песнопения суточного круга и мессы; по сути, аналог римского полного Миссала). Этот тип книги использовался в кафедральном богослужении. Впервые упоминается около 900 г. Известно множество рукописей. Из аббатства Санто-Доминго-де-Силос происходит рукопись X в., которая содержит службы на праздник Пресвятой Девы (18 декабря), Рождество Христово, памяти св. Стефана, св. Евгении, св. Иакова, св. апостола Иоанна, св. Колумбы, на праздник Обрезания Господня, на праздник Богоявления, а также литании перед Пятидесятницей и канонические литании. Из того же аббатства происходят две рукописи XI в. В первой содержатся только памяти святых (начиная с дня памяти Адриана и Наталии и до дня перенесения мощей св. Сатурнина), во второй – службы от Пасхи до Пятидесятницы. Ещё одна «Liber misticus» происходит из монастыря Сан-Мильян-де-ла-Коголья – рукопись X в. Другая книга была переписана в монастыре Сен-Гийем-де-Комбрет (диоцез Эльн). Как Бревиарий была опубликована «Liber misticus» по рукописи XI в. В состав «Liber ordinum» из аббатства Санто-Доминго-де-Силос (1039 г.) входят службы Commune sanctorum и De quotidiano, которые обычно помещались в «Liber misticus». Известно несколько рукописей толедского происхождения: рукопись XII–XIII вв. содержит службы пасхального периода и двадцать служб De quotidiano; рукопись X–XI вв. включает службы пасхального периода и службы святым (до дня памяти Иуста и Пастора). В рукописи XI–XII вв. сохранились службы от Рождества Христова до Богоявления. В начале помещаются службы на праздник Пресвятой Девы (18 декабря) и Её Успения (15 августа) с чтениями из сочинения «О приснодевстве Марии» св. Ильдефонса Толетского и гимном «Gloria in excelsis». Встречаются отдельные службы святым: служба святым Косме и Дамиану в рукописи X в. (из монастыря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); служба св. Пелагию в рукописи XI в. (из аббатства Санто-Доминго-де-Силос); службы св. Мартину, мученику Емилиану и на праздник Успения Пресвятой Девы сохранились в рукописи кастильского происхождения (XI в.), долгое время считавшейся утерянной (была доступна только поздняя копия –1752 г.), но недавно она была обнаружена в Нью-Йорке; службы св. Фоме и Цезаравгустанским мученикам сохранились в рукописи XII в. (арагонского происхождения); служба св. Винцентию – в рукописи середины X в. (толедского происхождения, оказавшаяся потом в Леоне). «Традицию В» отражает рукопись X–XI вв., содержащая службы Великого поста, Пасхи и Светлой седмицы, которые совершались в церкви святых Иусты и Руфины.

 



 
PR-CY.ru