ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 2

Первые свидетельства об унификации богослужебной практики в Тарраконской провинции (Тарракона (ныне Таррагона), Герунда (ныне Жирона), Барцинона (ныне Барселона), Цезаравгуста (ныне Сарагоса)) содержатся в канонах поместных Соборов. Имеются данные о составлении богослужебных текстов и чинопоследований Петром, епископом Лериды (Льейды), и Иоанном, епископом Цезаравгусты. Тарраконская провинция находилась в тесном контакте с юго-западом Франции и северо-западом Италии, что, как полагают исследователи, отразилось и на особенностях её литургической традиции. О богослужении в провинции Галлеция (в эту эпоху в её состав входили территории современных Галисии и Астурии, а также часть провинции Леон, включая сам город Леон) впервые говорится в послании 538 г. папы Вигилия епископу Профутуру Бракарскому. После того как I Бракарский собор (561 г.) принял бóльшую часть папских предписаний о богослужении в качестве канонов (см.: четвёртый и пятый каноны о совершении евхаристии и крещения по чину, присланному из Рима; двенадцатый о запрете небиблейской гимнографии), Галлеция (по мнению исследователей, по той причине, что там находилось королевство свевов, чьи отношения с вестготами были напряженными) стала одним из центров распространения римской традиции в Испании. В Бетике центром, в котором происходило становление богослужебной традиции, был Гиспалис (ныне Севилья). Ключевую роль в развитии местной традиции сыграл св. Леандр Гиспальский. Исследователи полагают, что именно в этот период в связи с появлением византийского анклава на территории Испании имело место влияние на испано-мосарабский обряд византийской литургической традиции (ряд текстов в испано-мосарабском обряде, включая Трисвятое и некоторые антифоны, на протяжении всего Средневековья продолжали петь по-гречески). После переноса вестготской столицы в город Толет (ныне Толедо) и победы над арианством именно этот город стал главным литургическим центром Испании. Попытку унификации богослужения (по мнению исследователей, также направленную против римского влияния) предпринял четвёртый Толедский собор (633 г.; второй канон подчёркивал необходимость сохранения литургического единства во всей Испании и Нарбонской Галлии). Как составители служб и авторы молитв и песнопений прославились Конанций, епископ Палланции (ныне Паленсия), св. Евгений II Толетский (см. ст. Евгений III) и св. Ильдефонс Толетский (согласно его Житию). С именем св. Иулиана Толетского исследователи связывают редакцию литургических книг. Арабское нашествие 711 г. не прервало сразу развития испано-мосарабского обряда, поскольку значительное количество населения на завоёванных территориях оставалось христианским, однако дальнейшая эволюция богослужения происходила на севере полуострова при епископских кафедрах (Луго, Овьедо, Асторга, Леон и др.) и в монастырях (Санто-Доминго-де-Силос (в тот период – Сан-Себастьян-де-Силос), Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Сан-Хуан-де-ла-Пенья и др.), многие из которых были основаны в VIII–X вв. На юге же, в Севилье и Кордове, богослужение на латинском языке сохранялось в архаичных формах, поскольку христианские общины постепенно переходили на арабский язык.

 



 
PR-CY.ru