ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ - Страница 10

Он был поднесён императору в благодарность за устройство так называемого Галерного селения, что зафиксировано на серебряной пластинке внизу: «Угодник Божий, Преподобный Исаакий Далматский, святыми молитвами своими да поможет Тебе, Государь, Отец наш, в совершении всех начатых тобою великих дел к благу и счастию твоих верноподданных. От благодарных жителей Галерного селения 1863 года августа 30 дня» (икона находилась на аналое в киоте в приделе св. Александра Невского). При создании ликов Иисуса Христа, Богоматери и Исаакия для Исаакиевского собора по приказу императора в качестве руководства были сделаны копии с картин итальянских живописцев. Такая икона-копия Исаакия находилась на аналое за правым клиросом, другие копии хранились «при делах» собора. На «анологии» у левого клироса находилась мозаичная икона Исаакия «мелкой работы». В её нижних углах были надписи («соч. Солнцевъ» и «1840 г. въ Моз. Веклеръ»), позволившие исследователям атрибутировать икону как работу Георга Фердинанда Веклера (по эскизу художника Егора Григорьевича Солнцева), который обучался технике мелкомодульной мозаики в Риме. Преподобный был изображён со свитком в руке, в схимнической одежде, с непокрытой головой. С Далматом и Фавстом, игуменами Далматской обители, Исаакий представлен на иконе начала XX в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве; старообрядческая мастерская Якова Алексеевича Богатенко), украшенной серебряным басменным окладом (мастер Фёдор Яковлевич Мишуков, Москва, 1912–1917 гг.). Преподобные изображены в рост в молении Нерукотворному образу Спасителя: Исаакий показан прямолично в центре, справа и слева от него в повороте на три четверти – Далмат и Фавст. Исаакий – старец с длинной клиновидной бородой; в отличие от Далмата и Фавста он в куколе, правая рука святого поднята до уровня груди, видимо, в благословляющем жесте (кисть руки закрыта цатой), левая рука под мантией. Над головами святых – венчики с подвешенными к ним цатами, украшенными скаными узорами с голубой и зелёной эмалью и кабошонами камней. По мнению Виктора Михайловича Сорокатого, «иконописец стремился суммарно воспроизвести стиль византийской живописи позднепалеологовского периода, известной ему скорее по типографским воспроизведениям, чем в оригиналах, либо подражал русским грецизирующим иконам XV – начала XVI в.». В основе данной иконографии лежит календарный принцип, согласно которому эти святые имеют общий день памяти (3 августа), соответственно подобное изображение включается в минейные циклы с той разницей, что обычно в центре находится фигура Далмата. В соборе Спиридона Тримифунтского в здании Адмиралтейства снаружи по сторонам входных дверей находились две большие иконы с ростовыми образами святых «Иосифа, Сергия, Зосимы, Исаакия Далматского, Александра Невского, Спиридона Тримифунтского»; иконы были выполнены усердием церковного старосты потомственного почётного гражданина Д. Полякова «в память чудесного спасения Государя Императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1864 года» и заключены в позолоченные рамы.

 



 
PR-CY.ru