ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ - Страница 5

Ж. Дагрон и более поздние исследователи соглашались с этой точкой зрения и объясняли неправильную датировку кончины Исаакия, указанную в его Житии, желанием автора не компрометировать святого и не сообщать неприятные факты его биографии. Н. Ленски считает, что Исаакий прибыл в Константинополь во время правления императора Валента не по своей воле, и что он был насильно завербован в Сирии в императорскую армию и с войсками пришёл в столицу. В доказательство этой точки зрения приводятся косвенные факты из Жития Исаакия (обстоятельства встречи Исаакия с императором Валентом, обращение со святым военных и приближённых императора и др.). В Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии императора Василия II память и краткое Житие Исаакия приводятся под 30 мая, общая память Далмата, Фавста и Исаакия – под 3 августа. В полной версии греческого Жития Исаакия датой его кончины указано 26 мая (однако это число как день памяти святого нигде не отмечено), в краткой версии – 27 марта. В этот день память Исаакия исследователи встречают в древнейших агиографических памятниках: в Неаполитанском мраморном календаре (середина IX в.), Канонарии при Синайском Евангелии (IX в.). Также в некоторых греческих Минологиях память Исаакия отмечена под 22 и 26 марта, а в Великих Минеях Четьих митрополита Макария – под 21 марта. В Житии Исаакия из полной рукописи датой кончины святого названо 30 августа, однако это число другими источниками не подтверждается. Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне. Почитание Исаакия в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днём памяти Исаакия. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Память Исаакия отмечена в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. под 29 или 30 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Исаакия, Далмата и Фавста не указана, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции под 30 мая содержится служба Исаакию, а под 3 августа – Исаакию, Далмату и Фавсту. Последование Исаакию 30 мая состоит из канона, цикла стихир и седальна; в некоторых рукописях также выписывается кондак Исаакию (например: Российская национальная библиотека, XI в.). Служба Исаакию, Далмату и Фавсту включает канон, четыре стихиры и седален (например: Исторический музей). В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. отмечается общая память Исаакия, Далмата и Фавста под 3 августа; последование состоит из отпустительного тропаря четвёртого гласа, кондака, канона авторства Иосифа плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, нескольких стихир и седальна; на литургии назначаются прокимен Пс. 31:11 со стихом, аллилуиарий Пс. 111:1, чтения дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. под 30 мая отмечается память Исаакия и мученика Евтихия без богослужебного последования; 3 августа, в день памяти Исаакия, Далмата и Фавста, совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.) память Исаакия отмечается под 30 мая; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия»; 3 августа, в день памяти Исаакия, Далмата и Фавста, указан отпустительный тропарь четвёртого гласа.

 



 
PR-CY.ru