ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ - Страница 6

Аналогичные богослужебные указания содержатся на эти дни в первопечатном греческом Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. последование Исаакию 30 мая включает следующие песнопения: кондак восьмого гласа, канон, цикл стихир-подобнов; под 3 августа указаны посвящённые Исаакию, Далмату и Фавсту кондак второго гласа, канон, цикл стихир-подобнов, седален. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. в последование Исаакию под 30 мая был добавлен отпустительный тропарь восьмого гласа, в остальном богослужебные указания под 30 мая и 3 августа остались без изменений. Последование Исаакию, содержащееся в современных богослужебных книгах под 30 мая, по греческой и русской Минеям не совпадает. В греческой Минее служба Исаакию состоит из отпустительного тропаря плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, канона плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа без акростиха, ирмос (начало: «Страстьми умерщвлённого»), цикла стихир-подобнов, седальна. В современной русской Минее последование Исаакию следующее: кондак восьмого гласа, канон восьмого гласа без акростиха, ирмос, цикл стихир-подобнов; седален. Последование Исаакию, Далмату и Фавсту, содержащееся в современных богослужебных книгах под 3 августа, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак второго гласа, канон авторства Иосифа с акростихом: «Светлые воспою монахов звёзды. Иосиф» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос, цикл стихир-подобнов, седален, светилен (только в греческой Минее). В рукописях сохранились песнопения Исаакию, Далмату и Фавсту, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон Исааки. с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Благодатные лучи»); вариант канона, посвящённого Исаакию, из современной русской Минеи со второй песнью и с большим числом тропарей; канон Исаакию, составленный гимнографом Феофаном, с акростихом «Священного монаха мученика крепкого почитаю» второго гласа, ирмос (начало: «Ты, отчей, Господи, славы сияние»); канон Далмату, составленный Георгием Никомидийским, без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Светом Духа»); анонимный канон, посвящённый Исаакию, Далмату и Фавсту, без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Ежегодно совершающие»); кондак Исаакию четвёртого гласа «От востока, преподобне...» и цикл стихир-подобнов (Российская национальная библиотека, XI в.); седален Исаакию. В восточно-христианской традиции наиболее ранние изображения Исаакия, Далмата и Фавста известны исследователям в минейных циклах. Так, в росписи нартекса церкви Сорока мучеников в Велико-Тырнове (около 1230 г.) под 3 августа помещены Исаакий и Далмат на одрах, рядом с ними – Фавст. В настенном минологии церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) также под 3 августа изображены полуфигуры игуменов Далматской обители, но без Исаакия. В цикле на май сохранилась сцена посечения мечом святого в монашеских одеждах, названного Исаакием. Хотя в Житии Исаакия ничего не сказано о мученической кончине святого, как монах-мученик он упомянут в каноне, составленном гимнографом Феофаном.

 



 
PR-CY.ru