ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ - Страница 9

Эта икона стала вкладом императора в кафедральный собор вскоре после его освящения и хранилась на аналое у левого клироса. Костяной средник с округлым завершением заключён в раму из чёрного дерева и закрыт стеклом. Исаакий изображён прямолично в рост, в схиме, с куколем на голове. По периметру иконы – дарственная надпись: «В память рождения императора Петра Перваго сооруженъ соборъ во имя преподобнаго Исаакия Далматскаго въ Санкт-Петербурге и освящен мая (30) дня (1858) года при императоре Александре Второмъ». В собрании музея истории религии хранится подвесное фарфоровое яйцо (высота 10 см) с изображением Исаакия, близким по иконографии к образу работы Т.А. Неффа. По мнению исследователей,  это яйцо входило в большую серию пасхальных фарфоровых яиц с изображениями святых (копируют живописные образы Исаакиевского собора), выполненную в 1850–1870 гг. на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Святой представлен в три четверти роста в лёгком повороте; над нимбом надпись: «Прп Iсаакiй Далматский». Для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге Николай Николаевич Харламов сделал картоны нескольких мозаик, в том числе с изображением Исаакия и парной ему фигуры Стефана Пермского (мозаики помещены на северной стене на откосах центрального окна нижнего ряда, на восточной и западной сторонах соответственно). Ростовые образы святых выполнены в стиле академической живописи. Иконография Исаакия традиционна, и вряд ли её исследователи могут считать «результатом творческой фантазии художника». Исаакий представлен в образе старца с длинной, сужающейся книзу седой бородой, пряди волос выполнены энергичными линиями, создающими эффект динамики и напряжения. Монашеское облачение составляют оливковый подризник, тёмно-бордовая мантия, застёгнутая вверху и внизу, синяя схима, куколь лежит на плечах. Правая рука с раскрытой ладонью поднята до уровня груди, в левой – свиток с текстом, приведённым по иконописному подлиннику сводной редакции (подлинники под редакцией Сергея Тихоновича Большакова и Георгия Дмитриевича Филимонова): «Вечеръ и заутра и полудне повемъ возвещу и услыша гласъ мой». Сохранились упоминания о ряде икон с единоличным изображением Исаакия. Так, в главном иконостасе собора Спиридона Тримифунтского, который размещался в здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, в местном ряду была икона Исаакия, «писанная на полотне, в сребряно-позлащённой 84 пробы ризе, с таковым же венцом, украшенным разноцветными камнями». Эта икона была создана, согласно надписи, «в память рождения Петра Великого 1672 года 30 мая». Икона (размер около 140х70 см) была помещена в золочёную раму под стекло. Как и некоторые другие иконы Адмиралтейского собора, она была перенесена сюда из Исаакиевского собора в 1821 г., после прекращения там служб в связи со строительством нового собора. Ещё один образ Исаакия (размер 45х38 см), «обложенный по краям серебряным вызолоченным бордюром», был подарен Исаакиевскому собору императором Александром II.

 



 
PR-CY.ru