ИНДИВИД - Страница 31

Согласно Артуру Шопенгауэру, «воля проявляется во множестве индивидов», при этом как «вещь в себе» эта воля едина, а не множественна, а значит, и не индивидуальна. Воля присутствует в каждом индивиде «целиком и нераздельно», поэтому всякий познающий индивид с необходимостью «осознаёт себя как целостную волю к жизни», как «в-себе-бытие (Ansich) самого мира», как микрокосм, равный по ценности макрокосму. Подобно индивидуальной воле, индивидуальное представление есть лишь явление, т.е. мир не в его сущности, но в его существовании для индивидуального познающего субъекта. При этом человек имеет «непосредственное сознание того, что все... миры существуют лишь в нашем представлении, лишь как модификации вечного субъекта чистого познания». Если человек отстраняется от своей индивидуальности и забывает о ней, он осознаёт себя таким субъектом познания, который Артур Шопенгауэр также называл «вечным оком мира, которое... смотрит из всякого живого существа». Это познание всегда самотождественно, оно есть «одно и то же, носитель (Träger) мира и неизменных идей», тогда как индивид, именно в силу своей индивидуальности наделённый неполным и смутным познанием, «имеет своим объектом лишь единичные вещи и является таким же преходящим, как и они». Поскольку индивидуальность познания, делающая его несовершенным, обусловливается индивидуальностью сознания, чистый субъект познания, который более не есть явление, но есть «вещь в себе», формируется благодаря «недостатку индивидуальности» и «упразднению сознания». Поэтому чистое познание есть нечто бессознательное, пребывающее «по ту сторону познавания», «пустое ничто», которое «парит как последняя цель превыше всех добродетелей и блаженств». Исходя из этой предельной цели, Артур Шопенгауэр давал негативную оценку человеческой индивидуальности: «В своём основании... всякая индивидуальность есть лишь особая форма заблуждения (Irrthum), проступок (Fehltritt), нечто, чему лучше было бы не быть». Поэтому «подлинная цель жизни» состоит в том, чтобы человек извлёк себя из индивидуальности сознания и познания и растворился в едином бессознательном субъекте. Диаметрально противоположная точка зрения на индивида и его положение в мире разрабатывалась Фридрихом Ницше (1844–1900 гг.). Для Ф. Ницше самостоятельность индивида безусловна, а его подчинённость всеобщему есть лишь «путы», которые необходимо уничтожить. Индивид интерпретируется Ф. Ницше, прежде всего, как проявление творящей воли: «Индивид всегда нов и творит новое». Именно этой творческой природой индивида обусловливается его противостояние всеобщему закону, будь то в моральном или в правовом смысле. Согласно Ф. Ницше, индивид должен творчески преодолеть свою робость перед всеобщим, которое если и остаётся, то только в качестве общей предельной цели.

 



 
PR-CY.ru