ИНДИВИД - Страница 33

Общество не формируется из независящих друг от друга и автономных индивидов, но «выражает совокупность взаимосвязей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом». Общественные отношения формируются индивидами и, в свою очередь, формируют индивидов, поэтому именно в области общественных отношений должно произойти то «переворачивание», к которому призывала марксистская идеология, видя в нём способ практического упразднения «несвободы» и «угнетения», царящих в буржуазном обществе. Попытки предложить стройную систему соотношения индивидуального и всеобщего предпринимались в философии неокантианцев. Пауль Герхард Наторп (1854–1924 гг.) выделял несколько областей, в которых отношения индивидуального и всеобщего выстраиваются по различным схемам. В философии, а также в целом в теоретическом знании «индивидуальное остаётся подчинённым законополагающему всеобщему»; в этике существует «строгое равновесие общего и индивидуального»; наконец, в эстетике имеет место «полный переворот отношений общего и индивидуального», т.е. индивидуальное здесь обладает безусловным преимуществом перед всеобщим. Генрих Рикерт (1863–1936 гг.) видел в естественных науках область господства всеобщих понятий, тогда как гуманитарные науки, в частности история, имеют дело с индивидуальным. При этом индивидуальное наделяется ценностью и значением с точки зрения всеобщего. На протяжении XX в. в западной философии продолжались исследования проблематики индивида и индивидуальности с самых разных точек зрения. Отношения индивида и общества, историческая судьба индивида и структуры индивидуального существования каждого единичного человека рассматривались в работах Георга Зиммеля, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Жана-Поля Сартра, Габриэля Марселя, Ганса-Георга Гадамера, Эммануэля Левинаса и др. Антиномии индивидуального и общего (коллективного) детально разрабатывались как в трудах философов-марксистов, так и в сочинениях их оппонентов. Серьёзный вклад в анализ социальной и политической природы индивида внесли философские и социологические исследования Карла Поппера, Теодора Адорно, Карла Шмитта. Различные структуры взаимоотношений между конкретными индивидами получили освещение в трудах представителей философии диалога, экзистенциальной философии и психологии: Кареля Лёвита, Мартина Бубера, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Михаэла Тойниссена. В рамках философской антропологии Макса Шелера ставился вопрос о соотношении индивида и космоса как целого, активно обсуждаемый и совресенной философами. Во второй половине XX в. в англо-американской аналитической философии наметились тенденции к деантропологизации понятия «индивид», которое вновь приобрело у представителей этого философского направления логический и языковой смысл.

 



 
PR-CY.ru