ИНДИВИД - Страница 32

Такую цель Ф. Ницше видел в преодолении самого человека как природного вида, достигаемом благодаря творческому усилию индивидов: «Разве не должен... всякий индивид быть попыткой достичь более высокого рода, чем человек, причём именно благодаря его наиболее индивидуальному?». Исходя из этого, Ф. Ницше провозглашал собственную «мораль», задача которой – «всё больше и больше отнимать у человека его всеобщий характер и обособлять его», делая его при этом «непонятным для других». На место человечества как предельной цели деятельности конкретного человека у Ф. Ницше ставится индивидуальность, интерпретируемая в своём развитии как нечто преодолевающее самого человека и делающее его сверхчеловеком. Поскольку индивидуальность наиболее ярко выражается в воле к власти, а последняя есть, прежде всего, борьба с другим индивидом, в интерпретации индивидуальности у Ф. Ницше звучат и утопически-анархические мотивы: «Высшая степень индивидуальности будет достигнута тогда, когда всякий, подобно отшельнику, в высочайшей анархии учредит своё собственное государство». «Век анархии», согласно Ф. Ницше, есть «век наиболее духовных и наиболее свободных индивидов», полностью реализующих собственную самостоятельность. Со второй половины XIX в. теоретический интерес к вопросу об индивиде и о понятии индивидуальности уступает в философии место проблематизации самого факта индивидуального существования человека во всём многообразии его физической и духовной жизни. Хотя широко распространённым и практически общепринятым оставалось восходящее к Г.В. Лейбницу и окончательно оформленное Г.В.Ф. Гегелем представление об индивиде как о конституируемом изначальным и безусловным самоопределением и свободным самосознанием сущем, индивид всё меньше воспринимался как независимая монада, как нечто самодостаточное. Центральной темой философских размышлений об индивидуальности становится отношение индивида к другим индивиду, т.е. фактическая, а не теоретическая взаимосвязь индивидуального, отождествляемого с каждым конкретным человеком, и всеобщего, воплощенного в обществе и государстве. Достаточно радикально идея взаимообусловленности конкретного человеческого индивида и общества как совокупности индивидов проводилась в философских и общественно-политических сочинениях Карла Маркса (1818–1883 гг.). Согласно К. Марксу, «первым условием всякой истории человечества естественным образом является существование живых человеческих индивидов». Однако природное устройство, «телесная организация» этих индивидов предполагает необходимость их взаимоотношений с внешним миром. Индивидуальность формируется, прежде всего, природными обстоятельствами человеческого существования, однако в ещё большей степени она формируется более сложными общественными и социальными отношениями. Человеческое существо в его реальном существовании, согласно К. Марксу, есть не «абстракция, относящаяся к отдельному индивиду», но «ансамбль общественных отношений», «мир человека, государство, общество».

 



 
PR-CY.ru