ИНДИВИД - Страница 34

В современном православном богословии понятие «индивид» используется сравнительно редко, чаще всего – в полемическом противопоставлении понятиям «личность» и «лицо». Наиболее основательная попытка такого противопоставления представлена в статье Владимира Николаевича Лосского (1903–1958 гг.) «Богословское понятие человеческой личности». Согласно В.Н. Лосскому, всякая антропология личности должна строиться на основе христологии, т.е. соотноситься с церковным учением о Лице Иисуса Христа и проверяться этим учением. В.Н. Лосский утверждал, что понятию «индивид» нет места ни в триадологии, ни в христологии: «В троическом богословии... понятие «ипостась» не равно понятию «индивидуум» и «Божество» не есть некая «индивидуальная субстанция» Божественной природы». Индивид понимался В.Н. Лосским как что-то ограниченное, дробящее природу и противопоставлялся понятию «ипостась», которое выражает одновременно и общее, и частное. Человеческая ипостась, по мысли В.Н. Лосского, «несводима к уровню индивидуальных природ, или субстанций». Признавая, «что на языке богословов (т.е. церковных писателей патристической и средневековой эпох) – и восточных, и западных» – термин «человеческая личность» совпадает с термином «человеческий индивидуум», В.Н. Лосский считал, что нельзя останавливаться на этом утверждении и следует «обнаружить другое... понимание личности», которое уже не может быть тождественно понятию «индивидуум». Личность не должна пониматься и как часть «сложной индивидуальной природы человека», как «высшее качество индивидуума, качество его совершенства как существа, сотворённого по образу Божию». Согласно В.Н. Лосскому, личность можно определить лишь апофатически, как «несводимость человека к (его) природе». Индивид же, по мысли В.Н. Лосского, есть нечто раздробленное, лишённое экзистенциальной целости. Отождествление личности и индивида способно лишь «дробить природу» и «сводить личность к уровню замкнутого бытия частных субстанций». Критика отождествления личности и индивида проводилась также греческим православным богословом и публицистом Иоанном (Зизиуласом), митрополитом Пергамским (род. в 1931 г.). Согласно митрополиту Иоанну, понятие «личность» не может быть сведено «к совокупности природных, психологических или моральных качеств, которые в определённом смысле «содержатся» в человеческом индивиде». В своих работах митрополит Иоанн подверг жесткой критике философию индивидуализма, который высшей ценностью считает свободу индивида, понимаемого как самодостаточное, самоуправляемое и ничем не ограничиваемое Эго. Задачу христианина митрополит Иоанн видит в преодолении «собственной «самости» и в «становлении соотнесённым сущим (related being)», в результате чего человек становится «не индивидом, а личностью, то есть экстатическим сущим (ek-static being)», которое «уже не может рассматриваться с точки зрения его пределов». По мнению митрополита Иоанна, «бытие личностью... отличается от бытия индивидом или «персональности», поскольку личность нельзя представить саму по себе, но лишь внутри её отношений». Всякая индивидуальность в смысле разделённости, согласно митрополиту Иоанну, упраздняется фактом жизни и воскресения Христа, Которого «невозможно представить как индивида», т.е. вне его связи с церковью – Телом Христовым.

 



 
PR-CY.ru