ИПОСТАСЬ - Страница 10

Таким образом, ипостась стала обозначать частное или конкретное бытие, в отличие от сущности и природы, ставших наименованиями общего бытия, в котором совместно участвуют отдельные индивиды. Каппадокийские отцы посвятили рассмотрению разницы между понятиями «ипостась» и «сущность» значительное количество текстов, в число которых входят 214-е и 236-е письма Василия Великого, 38-е письмо «О различии между сущностью и ипостасью», сохранившееся под именем Василия Великого, но в действительности созданное Григорием Нисским и адресованное его брату Петру, а также трактаты Григория Нисского «К эллинам, на основании общих понятий» и «К Авлавию, о том, что не три Бога». Василий Великий, в частности, пояснял различие между понятиями «сущность» и «ипостась» следующим образом: «Если мне надлежит высказать кратко своё мнение, то скажу, что сущность к ипостаси имеет такое же отношение, какое имеет общее к частному. Ибо и каждый из нас и по общему понятию сущности причастен бытию, и по свойствам своим есть такой-то и такой-то именно человек. Так и в Боге понятие сущности есть общее, разумеется ли, например, благость, божество или другое что. Ипостась же уразумевается в отличительном свойстве отцовства, или сыновства, или освящающей силы». По мысли Василия Великого, «сущность и ипостась имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым; например, между живым существом (вообще) и конкретным человеком. Наиболее важная заслуга в проведении различения между сущностью и ипостасью принадлежит Григорию Нисскому, который смог убедительно обосновать это различение в категориях аристотелевской философии. По его мысли, «то, что говорится частно, выражается словом «ипостась»… Вот, что есть ипостась: не неопределённое понятие сущности, ни на чём не останавливающееся из-за общности обозначаемого, но (такое понятие), которое видимыми отличительными свойствами выявляет и ограничивает в каком-нибудь предмете общее и неопределённое». Сущность Григорий Нисский отождествлял с понятием «вид», а ипостась – с понятиями «индивид» и «особое лицо». Он показывал, что означает термин «ипостась», также с помощью примеров: «Человек от лошади отличается по сущности, а Павел от Петра отличается по ипостаси». Позднее Иоанн Дамаскин приводил аналогичные объяснения того, чем ипостась отличается от сущности: «(Всякий) человек есть иная ипостась по отношению к остальным людям, также всякий бык является ипостасью, и всякий ангел есть ипостась»; «Ипостаси – это те или иные масличные деревья, а видом, содержащим их, является просто маслина». Значение ипостаси как особенного и частного бытия соединялось в последующей святоотеческой мысли со значением реального и конкретного бытия в противоположность чему-то бесформенному и воображаемому. Согласно Епифанию Кипрскому, Бог Слово, о Котором говорится в прологе Евангелия от Иоанна, является Словом не только «по произношению», но и «по ипостаси», т.е. существует реально и самостоятельно. Ещё более выразительно об этом говорит Григорий Нисский, согласно которому Слово Божье, в отличие от наших слов, не рассеивается в воздухе, но «поистине ипостасно», т.е. оно обладает собственной ипостасью, которая происшедшей из сущности Отца, и потому Оно отличается от Отца «по ипостаси», или «по подлежащему», будучи едино с Ним по природе.

 



 
PR-CY.ru