ИПОСТАСЬ - Страница 3

Поскольку этот субстрат может рассматриваться по-разному, он получает разные именования: взятый сам по себе, он называется материей, а как «существующий в виде ипостаси», т.е. в виде субстанциальной основы единичных вещей, – сущностью. Впрочем, первая материя может реализоваться не только в виде сущности, но и в виде качеств вещей, поскольку последние тоже материальны и тоже служат подлежащим, но уже для индивидуальных особенностей. Поэтому у Посидония термин «ипостась» относится не только к сущности, но и к качеству. В результате такого распространения термина на более широкий класс предметов его значение постепенно изменяется. Вместо значения «лежать в основе», «служить носителем качеств» в нём всё больше начинает проглядывать смысл устойчивого и постоянного наличествования, существования. Теперь не только о первоматерии можно сказать, что она гипостазировалась в ту или иную вещь, но и саму вещь можно назвать «гипостазировавшейся», т.е. «установившейся», получившей бытие благодаря материи. Ипостась теперь означает бытие, существование конкретной вещи, но при этом бытие, понимаемое в стоическом смысле, т.е. как лежащий в основе составляющих вещь качеств изначально бескачественный и неопределённый субстрат. Только нечто, имеющее под собой это основание, может быть признано сущим в действительности. Всё лишённое его существует или «по видимости», или «в уме». Так, из атмосферных явлений «по видимости» существует радуга, представляющая собой отражение сегмента Солнца или Луны во влажном облаке, а по ипостаси – молнии и кометы. «В уме» существует, например, различие между сущностью и материей или границей тел. Вместе с распространением аристотелизма в I–II вв. термин «ипостась» переносится из стоической философии в учение последователей Аристотеля. Подобно стоикам, перипатетики называли ипостасью бытие единичного чувственно воспринимаемого сущего; как и стоики, они признавали, что вещи обязаны ипостасью материи, поскольку без неё не могли бы существовать отдельно и самостоятельно; как и стоики, они полагали, что в ипостаси конкретных вещей изначально неопределённое и находящееся в возможности бытие приходит к своему осуществлению. Однако, несмотря на внешнее сходство, термин «ипостась» приобрёл в перипатетической школе новое содержание, поскольку её представители понимали бытие и сущность совершенно иначе. Согласно Александру Афродисийскому, который в этом вопросе следует Аристотелю, «быть» или «иметь ипостась» означает: быть сущностью, мыслимой как определённое нечто, отдельное и независимое в своём существовании от чего бы то ни было и являющееся первым подлежащим всего сказываемого. Материя не может быть признана сущностью в этом смысле, поскольку не является чем-то определённым. Следовательно, чтобы иметь ипостась, вещи недостаточно быть материальной, как считали стоики. «Быть» для неё теперь означает не только иметься в наличии, но и обладать особой формой, способной сообщить вещи её «чтойность», определение. Александр Афродисийский понимал эту форму как родо-видовое описание природы вещи, например, для человека ею будет: «живое существо, разумное смертное» или «живое существо, пешее, двуногое».

 



 
PR-CY.ru