ИПОСТАСЬ - Страница 5

Такое перенесение термина «ипостась» на нематериальное сущее, сопровождаемое отрицанием ипостасности чувственно воспринимаемых вещей, а также противопоставление ипостасного бытия всему становящемуся и изменчивому и допущение ипостаси разного уровня, связанных между собой причинно-следственной связью, объясняется тем, что бытие и сущность понимались платониками исходя из представлений о форме и идее. «Быть» для них означало «быть идеей», поэтому всё так или иначе определённое и оформленное, т.е. имеющее своим основанием идею, начинает считаться сущностью и ипостасью, независимо от того, выступает ли оно в роли качества, количества, отношения или их подлежащего. Вследствие этого в позднем платонизме ипостасность приписывалась душевным свойствам и состояниям (мудрости, счастью, любви), действиям и способностям (ощущению, рассуждению, жизни, мысли), величинам и отношениям (двойному, тройному), пространству и времени. Поскольку сущее может быть по-разному оформленным, так что имеет смысл говорить о степени его причастности идее, то в одних вещах всеобщее идеальное основание может обнаруживать себя яснее и лучше, чем в других. Например, душа существует в более истинном смысле, чем тело, а ум – чем душа. Так выстраивается иерархия сущностей, понимаемая одновременно как иерархия ипостасей, т.е. степеней проявления, самораскрытия идеи. При этом сама идея, взятая как таковая, т.е. в своей идеальной природе, представляет собой нечто совершенно непостижимое и сверхсущее – идею идей, трактуемую как благо, или единое, или как само по себе бытие. Поэтому, хотя общий смысл термина «ипостась» в платонизме сохраняется, по-прежнему означая переход бытия из скрытого состояния в проявленное, однако понимание того, что при этом происходит, становится кардинально другим. Если у стоиков и перипатетиков «гипостазироваться», «получать ипостась» означало приходить к реальному существованию, становиться сущностью, то у платоников это значило создавать отражение, отблеск сущности, являть себя в более слабом бытии. Ипостась у них всегда несёт на себе оттенок причинённости, произведённости, зависимости от более высокого начала. Плотин является создателем неоплатонического учения об ипостасях, представляющего собой систему иерархически организованных сущностей или природ, которые находятся друг к другу в отношении предшествования и последования. Вершину этой системы занимает трансцендентное первоначало всего – Единое, которое превышает всякое сущее, находясь «по ту сторону бытия»; следом за ним идёт Ум – область истинного бытия, понимаемого как единство умного созерцания с предметом мысли; затем – Душа, низшая граница Ума, разворачивающая его неделимую мысль в рассуждение и творящая с его помощью чувственно воспринимаемый космос; и, наконец, сам космос, представляющий собой упорядоченно движущуюся и связанную единой жизнью систему материальных тел. Традиционно считается, что три ипостаси у Плотина – это Единое, Ум и Душа (ср., например, название, данное Порфирием одному из трактатов Плотина: «О трёх начальных ипостасях»). Однако у самого Плотина термин «ипостась» применяется к Единому крайне редко и всегда с оговорками.

 



 
PR-CY.ru