ИПОСТАСЬ - Страница 6

Например, говоря в шестой «Эннеаде» об ипостаси Единого, Плотин подчёркивал, что оно, как и любая единица и число, представляет собой не чисто мыслительную абстракцию, но реально и самостоятельно существующую вещь. В другом месте, обсуждая вопрос о свободе воли Единого, Плотин замечал, что когда мы приписываем первоначалу свободный выбор и желание быть самим собой, то непроизвольно делаем его причиной самого себя, как если бы оно само гипостазировало себя и в этом смысле имело ипостась. Однако если рассуждать строго, Единое не допускает подобного раздвоения, так что термин «ипостась» может быть применён к нему только в переносном смысле. Единое является причиной всякой ипостаси и как таковое превышает её. Ипостасью поэтому могут быть названы только проявления, реализации Единого в ином (т.е. во многом) – Ум, Душа и космос, которые самим своим существованием указывают на лежащую в их основе более высокую природу. Каждый из этих уровней реальности зависит в своём бытии не только от первоначала всего сущего, но и от непосредственно предшествующего ему уровня. Плотин объяснял эту зависимость тем, что каждый нижестоящий уровень представляет собой гипостазированную энергию вышестоящего. Завершённое и до конца реализовавшее свою природу сущее обладает, по его убеждению, двумя энергиями: той, которая принадлежит сущности, и той, которая исходит из сущности. Первая представляет собой определённый вид деятельности, в которой вещь реализует себя, обретая тем самым своё существо: так, ум обретает себя в созерцании идей, огонь – в горении, солнце – в сиянии. Вторая (внешняя) энергия есть действие вещи вовне, но действие непроизвольное и как бы продолжающее её собственную природу. Действуя в соответствии со своей природой, вещь порождает в окружающем пространстве нечто подобное себе и как бы воспроизводит себя в ином: огонь нагревает, солнце освещает, ум изрекает выражающее мысль слово. То же самое происходит и в метафизической области. Единое, распространяя своё действие на иное, создаёт в качестве отражения самого себя Ум: «Из его (Единого) совершенства и соприсущей энергии рождённая энергия, получив ипостась…, становится бытием и сущностью». Ум, изъясняя своё содержание во времени, порождает Душу: «Как слово произносимое есть подобие слова в душе, так и она (Душа) есть слово Ума и вся та энергия и жизнь, которую он изливает ради гипостазирования другого». Наконец, Душа, воспроизводя себя в материи, создаёт единый, слаженно движущийся космос: «Одни ипостаси рождаются из пребывающих в покое первых принципов, Душа же в движении порождает гипостазированное ощущение и природу вплоть до растений». Таким образом, когда некая совершенная природа распространяет своё действие вовне, то её действие получает самостоятельное существование и становится новой природой и новой ипостасью. Это происходит потому, что в сфере бестелесного всякая энергия составляет сущность, и всякая сущность реализует себя в определённой энергии. Поэтому внешняя энергия Единого одновременно составляет внутреннюю энергию и сущность Ума, поэтому мысль есть выступившее из себя и ставшее иным по отношению к себе Единое. Точно так же и остальные ипостаси представляют собой реализовавшиеся в виде самостоятельных сущностей и природ внешние энергии первоначала.

 



 
PR-CY.ru