ИОСИФЛЯНЕ - Страница 2

В 1566 г. игумен Лаврентий в числе других духовных лиц подписал соборный приговор о продолжении войны с Великим княжеством Литовским (Собрание государственных грамот и договоров, том 1), в 1571 г. игумен Леонид был в числе поручителей за князя Ивана Фёдоровича Мстиславского (Там же), в 1580 г. игумен Евфимий подписал приговор церковного Собора (Там же), игумен Левкий поставил подпись под решением церковного Собора 1589 г. (Там же, том 2), соборную грамоту об избрании на царство Бориса Фёдоровича Годунова подписал игумен Геласий (Акты археологической экспедиции, том 2), грамоту об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова – игумен Арсений (Собрание государственных грамот и договоров, том 1). Настоятели Иосифова монастыря регулярно посещали царскую резиденцию в Александровской слободе и походные станы Ивана IV Васильевича. В первой половине XVI в. Волоколамская обитель в судебном отношении подчинялась великому князю или его дворецкому, о чём свидетельствуют грамоты великих князей Василия III Ивановича 1522 г. (Акты феодального землевладения и хозяйства, том 2), Ивана IV 1534 г. (Там же). Действие таких грамот было аннулировано решениями Собора 1551 г. (см. «Стоглав»), но при этом, по мнению исследователей, подчинение игумена и братии Новгородскому архиепископу не произошло. Так, в грамоте 1556 г. царя Ивана IV указывается, что игумена и братию судит Московский митрополит Макарий «по новому соборному уложению» (Там же). Хотя в декабре 1563 г. была установлена подсудность волоцкой братии Новгородскому архиепископу (Там же), в 1578 г. царь Иван IV подчинил монастырь своему суду (Там же; после разгрома Новгорода в 1570 г. Волоцкая десятина вошла в состав митрополии). Исследователям неизвестно, сохранялось ли такое положение при преемниках Ивана IV Грозного. На протяжении XVI в. 24 постриженика Волоколамского монастыря занимали 19 архиерейских кафедр и столько же раз становились архимандритами и игуменами влиятельнейших монастырей. Последнее обстоятельство было продиктовано стремлением духовных и светских властей сделать обязательной ступенью карьеры выходцев из Иосифова Волоколамского монастыря сан игумена или архимандрита в одной из авторитетных обителей: в Новоспасском московском в честь Преображения Господня, в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Угрешском во имя Николая Чудотворца и других монастырях. Численное преобладание среди епископата XVI в. выходцев из сравнительно молодой Волоколамской обители имело политическое значение, которое хорошо осознавалось современниками. Монах Досифей (Топорков) писал об основанной Иосифом монашеской общине: «Аще и последи всех начало прият, но многих превзыде, великим же сравнаяся». Ещё при жизни Иосифа два его сподвижника заняли архиерейские кафедры: брат преподобного Вассиан в 1506–1515 гг. был Ростовским архиепископом (с 1502 г. он был архимандритом московского Симонова монастыря), ученик Иосифа Симеон (Стремоухов) 21 августа 1509 г. стал епископом Суздальским. 27 февраля 1522 г. на митрополичью кафедру был возведён игумен Волоколамского монастыря Даниил, который способствовал поставлению в епископы насельников своей обители.

 



 
PR-CY.ru