ИОСИФЛЯНЕ - Страница 13

Исключением стали работы Михаила Александровича Дьяконова и Владимира Евграфовича (Эдуардовича) Вальденберга, в которых были впервые оценены как оригинальные взгляды Иосифа Волоцкого на взаимоотношения духовных и светских властей. Негативные оценки иосифлян были усилены в историографии советского периода, взгляды иосифлян оценивались с позиций вульгарного социологизма. Николай Михайлович Никольский считал Иосифа Волоцкого выразителем враждебного великокняжеской власти «религиозного сознания боярско-княжеского класса». Деятельность иосифлян получила преимущественное раскрытие в качестве идеологов московского самодержавия и была охарактеризована как прогрессивная в работах Исаака Уриелевича Будовница, Игоря Петровича Ерёмина и др. В работах А.А. Зимина и Л.Я. Лурье политическая идеология иосифлян характеризовалась как выражающая интересы крупных духовных феодалов, которые на первом этапе деятельности находились в оппозиции к великокняжеской власти, а затем стали главными идеологами самодержавия. Согласно указанной точки зрения, Иосиф выступал идеологом крупного монастырского землевладения, а его последователи, «поддерживая в своей повседневной политической деятельности власть московских государей... вместе с тем охраняли и свои собственные корпоративные интересы, определявшиеся, в конечном счёте, программой сильной воинствующей церкви, которая стремилась стать своеобразным государством в государстве, а по возможности и высшей санкцией государственной деятельности вообще». Мыслители русской эмиграции оценивали историческое значение иосифлян неоднозначно. Георгий Петрович Федотов, Георгий Васильевич Флоровский, Игорь Корнильевич Смолич, иеромонах Иоанн (Кологривов), Александр Дмитриевич Шмеман и др. считали иосифлян сторонниками социальной организации и уставного благочестия, враждебными началам духовной свободы и мистической жизни, их победа в споре с нестяжателями расценивалась как «трагедия русской святости». Положительное значение социального служения иосифлян подчёркивали Василий Васильевич Зеньковский, Антон Владимирович Карташёв и др. В зарубежной историографии наиболее широко распространено мнение о том, что иосифляне являлись творцами идеологии теократического абсолютизма. Их новаторство в организации заупокойного поминания при разработке дифференцированной системы учёта заупокойных вкладов описано Людвигом Штайндорфом.



 
PR-CY.ru