ИОСИФЛЯНЕ - Страница 7

В опровержение мнения о ненужности покаяния и заупокойных молитв составитель сборника приводит 53 статьи из сочинений отцов церкви. В компиляцию «О церковных и монастырских стяжаниях движимых и недвижимых» вошло 19 статей в защиту владельческих прав церкви. В одном из сочинений митрополит Даниил писал, что «церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжаниа их вся Богови суть освященна» («Летопись занятий Археографической комиссии». 1908. Выпуск 21). По решению Собора 1525 г. Волоколамский монастырь стал местом заточения Максима Грека. Надзор за ним был поручен соборному старцу Тихону (Ленкову). В мае 1531 г. на новом соборном суде Максиму наряду с обвинениями в упорстве в прежних заблуждениях митрополитом Даниилом были предъявлены новые: «Да ты же, Максим… церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжания, и люди, и доходы, и села имеют». Тогда же Вассиану (Патрикееву) были предъявлены обвинения в самовольном составлении Кормчей и в искажении канонов. Главными свидетелями обвинения против Вассиана выступили Крутицкий епископ Досифей (Забела) и племянник Иосифа Досифей (Топорков). Вассиан обвинялся также в непризнании святости «новых чудотворцев» митрополита Ионы, преподобных Макария Калязинского и Пафнутия Боровского. Решением Собора 1531 г. Вассиан был осуждён и сослан в Волоколамский монастырь, надзор за ним был поручен старцам Тихону (Ленкову) и Феогносту (Ленкову). Согласно позднейшему известию князя Андрея Михайловича Курбского, в смерти Вассиана в Волоколамском монастыре были виновны иосифляне («Русская историческая библиотека», том 31). После того как митрополит Даниил в 1539 г. был сведён с кафедры, её занял не принадлежавший к иосифлянам митрополит Иоасаф, который приблизил к себе осуждённого на Соборе 1531 г. Исаака Собаку и назначил его архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря. Ставший в 1542 г. митрополитом Макарий провёл расследование о причинах прощения Исаака и назначения его на этот пост. На Соборе в феврале 1549 г., вновь осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения был архимандрит Новоспасского монастыря Нифонт (Кормилицын), раньше занимавший пост игумена Волоколамского монастыря. Полемика вокруг церковного землевладения достигла апогея ко времени Собора 1551 г. В преддверии Собора постриженик Волоколамского монастыря Новгородский архиепископ Феодосий написал послание, в котором напоминал о неприкосновенности церковных имений, «вданных Богови в наследие благ вечных» (Исторический музей). Накануне Собора митрополит Макарий составил «Ответ», в котором, используя сочинения Иосифа Волоцкого, доказывал невозможность отчуждения у монастырей вотчин. Значительная часть этого текста была включена в главу 60 «Стоглава», где был оформлен правовой статус церковных имений. Исследователи полагают, что эти сочинения стали ответом на существовавшее недовольство светских властей ростом церковного (прежде всего, монастырского) землевладения. В такой ситуации власть становилась восприимчивой к аргументам нестяжателей, утверждавших, что материальное обогащение монастырей пагубно влияет на образ жизни насельников.

 



 
PR-CY.ru