ИОСИФЛЯНЕ - Страница 5

Однако царь перестал посещать монастырь, его поездки туда возобновились лишь в 1573 г. Насельники обители в последней четверти XVI в. редко возводились на епископские кафедры, вследствие этого влияние иосифлян ослабело. В конце 1585 г. Ростовский архиепископ Евфимий позволил себе презрительные высказывания в адрес иосифлян. В ответ единственный в то время иерарх из числа иосифлян (Рязанский епископ Леонид) подал челобитную царю Фёдору Ивановичу, в которой просил защитить волоцких пострижеников от оскорблений (Акты исторические, том 1). По мнению исследователей, в связи с этим была составлена «выписка» «О начале Иосифова монастыря, и преподобном игумене Иосифе…, и которые по нем игумены бых, и где на властех бых» (Российская государственная библиотека). В «выписке» названы имена 14 игуменов после основателя Волоколамского монастыря и указаны сроки их настоятельства. В ответ на челобитную Рязанского архиерея правительство свело с кафедр как Евфимия, так и Леонида, показывая, что оно не желает конфликтов в среде высшего духовенства. Патриарх Иов наряду с канонизацией Иосифа Волоцкого занимался и прославлением Максима Грека – оппонента иосифлян. Исследователи полагают, что разделение русского духовенства на партии в первой половине XVI в. к концу столетия стало забываться. После Смутного времени Волоколамский монастырь потерял значение церковно-политического центра. В XVII в. из его братии вышел единственный иерарх: 8 февраля 1685 г. архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Великоустюжского. Михаил Николаевич Тихомиров полагал, что «политика и симпатии иосифлян в значительной степени определялись социальным составом монастырской братии». Из 438 волоцких монахов, о которых есть известия за 1479–1607 гг., 22% монахов были выходцами из правящих слоёв русского общества (6% – из высшей аристократии, 16% – из мелких вотчинников), 9% насельников были из слуг монастыря, по 4% монахов являлись выходцами из духовенства и крестьян, 2% до пострига принадлежали к торговому сословию, социальное положение 59% монахов исследователям неясно. Таким образом, выходцы из дворянства и высшей аристократии составляли на протяжении XVI в. не менее пятой части братии монастыря и занимали ключевые посты в его управлении. Среди соборных старцев ведущую роль играли представители семей вотчинников среднего достатка из Волоцкого и соседних уездов. В XVI в. это были Ленковы (Герасим, Тихон, Феогност), Полевы (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишины (Алексий, Трифон), Коровины-Кутузовы (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвы (Иов, Макарий), Толбузин (Леонид), Плещеевы (Арсений, Феодосий), Ржевские (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкины (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновы (Герман), Садыковы (Пимен), Ростопчины (Зосима, Макарий). В качестве черт, характерных для позиции иосифлян, исследователи указывают: отстаивание церковного землевладения, мнение о необходимости смертной казни в отношении нераскаявшихся еретиков, представление о Божественной природе царской власти. По двум первым пунктам шла полемика между иосифлянами и нестяжателями.

 



 
PR-CY.ru