ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович - Страница 5

О благотворительности царя Иов узнал от инока Игнатия, сопровождавшего Владимирского и Брестского епископа Иосифа (Курцевича) в Москву в 1625 г. Иов писал об уменьшении на Волыни числа покровителей православия и об умножении его врагов. В послании обрисовано бедственное положение Почаевского монастыря, указывается на нехватку утвари (как полагают исследователи, вследствие того, что многие вещи взял с собой в Дубно в 1617 г. Софийский митрополит Неофит, о чём свидетельствует «Регистр вещей Почаевского монастыря, отданных Неофиту, архиепископу Софийскому, 20 января 1617 г.»). 19 июля 1640 г. по указанию А.А. Фирлея были разрушены столбы, обозначавшие границы имений Почаевского монастыря, осуществлён очередной набег на монастырские земли. 9 марта 1641 г. Иов, в течение многих лет безропотно переносивший притеснения, обратился с жалобой в Луцкий гродский суд и встретился с наместником (буркграфом) Луцкого староства Г. Коритинским. Такая же жалоба была подана в Кременецкий гродский суд 2 мая 1641 г. В ответ 14 июля 1641 г. по приказу А.А. Фирлея монастырь был обстрелян, 19 июля захвачены монастырские поля. Иов вместе с братией усилил молитвы к Пресвятой Богородице, прося вразумить А.А. Фирлея. Просьба иноков была исполнена. Однажды А.А. Фирлей, «не ведая, что более делать», приказал своей жене надеть богослужебные облачения, дал ей в руки потир, и она вместе с присутствовавшими начала высмеивать православие перед находившейся в доме Почаевской иконой Божьей Матери. Женщиной сразу же овладел злой дух, который «удручал её долгое время». Её мучения прекратились после того, как икона была возвращена А.А. Фирлеем в монастырь, что произошло не позднее 14 ноября 1641 г. (об этом событии рассказывается в сборнике «Гора Почаевская...»). 18 марта 1642 г. Кременецкий земский суд принял декрет об установлении границ монастырских земель в пользу Иова и братии. 10 апреля того же года Кременецкий гродский суд также удовлетворил иск Иова к А.А. Фирлею. Однако тот заявил о невозможности выполнить решения суда и подал апелляцию в высшую судебную инстанцию Польши – Люблинский трибунал, при этом А.А. Фирлей говорил, что Иов не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на первое заседание Люблинского трибунала 7 августа 1642 г. вместе с Иовом прибыл Луцкий и Острожский епископ Афанасий (Пузына), а также бывший почаевский священник Иаков Железо, который также имел претензии к А.А. Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Епископ Афанасий и его ближайшие сподвижники – православные луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно, ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Епископ Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чём подписали соответствующий акт. Третейским судьёй был назначен «суперарбитр» Самуил Лащ, галичанин, который уже в январе 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону А.А. Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе Иова дело было возвращено в Люблинский трибунал.

 



 
PR-CY.ru