ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович - Страница 9

В 1884 г. сборник в переводе на русский язык под названием «Пчела почаевская» опубликовал его первый исследователь профессор Киевской духовной академии Н.И. Петров (переиздано: Житомир, 2000 г.). К этому времени из предполагаемых 900 листов рукописи сохранилось 123. В 1932 г. рукопись была взята Варшавским митрополитом Дионисием (Валединским) в митрополичий архив в Варшаву и там затерялась, в сохранившемся архиве Варшавской митрополии сборник не значится. На рубеже XIX и XX вв. велась дискуссия о том, действительно ли рукопись из собрания Почаевской лавры принадлежала перу Иова. Точку зрения Н.И. Петрова, который отвечал на данный вопрос положительно, оспаривали историк церкви Степан Тимофеевич Голубев и священник В. Левицкий. Отмечалось, что в документах, содержащих перечисление имущества Почаевского монастыря: в акте от 30 августа 1695 г., подписанном православным наречённым Луцким епископом Дионисием (Жабокрицким), и в акте от 1 июня 1714 г., составленном Луцким униатским епископом Иосифом Выговским, сборник с таким названием не значится. При этом в описи от 1 июня 1714 г. упоминается книга «Пчела» (Государственный архив Тернопольской области), которую Н.И. Петров отождествил с «Книгой блаженнаго Иова...». Кроме того, в обеих описях Почаевского монастыря названо сочинение «Жизнь Господа Иисуса. Собрание по-польски и по-русски, написано рукой блаженного отца Железо». Современные исследователи истории Почаевской лавры (протоиерей Владимир Зелинский, митрополит Онуфрий (Березовский) и др.) считают возможным атрибутировать Иову сборник «Пчела почаевская», опубликованный Н.И. Петровым. В сборнике «Пчела...» приведены отрывки из святоотеческих творений о православии, поучения, направленные против римо-католиков, униатов и протестантов, иудеев, а также надписанные именем Иова несколько бесед на нравственные темы. Сборник носит апологетический и полемический характер, направлен, в первую очередь, против протестантских движений, распространившихся в то время в Юго-Западной Руси, в основном, против социниан (которых современники называли арианами). Хотя прямых выпадов против социнианства книга не содержит, но именно в рамках борьбы против этой доктрины в книге излагается учение православной церкви о Святой Троице и о Божестве Иисуса Христа, которое заканчивается наставлениями об иконопочитании, о храмах, о монашестве, о борьбе со страстями и т.п. Н.И. Петров разделил материал «Книги блаженнаго Иова...» на четыре части: «Слова и беседы на воскресные дни и подвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Жития, сказания и Слова на неподвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Выписки из патериков и особенно из Лествицы преподобного Иоанна Синайского», «Беседы и поучения преподобного и богоносного отца нашего Иова, игумена и чудотворца святой лавры Почаевской». Последний раздел включает десять поучений Иова: проповедь в Неделю ваий, наставление об отречении от мира и о духовном совершенстве, поучение о Каине и Авеле и о зависти и злобе, проповедь против пьянства, беседу о семени и сеятеле и о слушании Слова Божия, поучение о богаче и Лазаре, поучение о терпении и благопохвалении, о поминовении умерших, наставление о Божестве Иисуса Христа, а также беседу о Божестве и человечестве Иисуса Христа, о Его воплощении и о Богоматери.

 



 
PR-CY.ru