ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович

ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн (около 1551 –  1651 гг.) – Почаевский, игумен почаевского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, преподобный (память 6 мая, 28 августа, 28 октября, 10 октября – в Соборе Волынских святых, в Неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Галицких святых). В конце XVIII в. (по данным профессора Киевской духовной академии Николая Ивановича Петрова, около 1791 г., по мнению священника Владимира Левицкого, около 1773 г.) в ожидании канонизации Иова католической церковью почаевские василиане издали (без обозначения даты) Житие Иова. В издании сообщается, что Житие составил ученик Иова иеромонах Досифей, который воспитывался под духовным руководством преподобного. Одним из источников печатного Жития была рукопись «Книга чудес, при образах чудотворных Матери Пречистой и других, также при мощах блаженного старца Иова Железо произошедших, присягой подтверждённых, как давних, так и тех, которые в прошлые годы по воле Божьей совершились». Впервые «Книга чудес...» упоминается в инструкции от 30 августа 1695 г., данной наречённым на Луцкую кафедру епископом Дионисием (Жабокрицким), тогда ещё православным, во время его приезда в Почаев настоятелю Почаевского монастыря Иосифу (Добромирскому). Дионисий (Жабокрицкий) настаивал на том, чтобы все вносимые в книгу чудотворения подтверждались под присягой. Последние события, отмеченные в сборнике, датированы 1726 г. (в конце XIX в. списки «Книги чудес...» хранились в архиве правления Волынской духовной семинарии). Важнейшим источником биографии Иова является анонимный униатский сборник «Гора Почаевская...», посвящённый, главным образом, истории чудотворной Почаевской иконы Божьей Матери. Сборник, впервые опубликованный в 1742 г., переиздавался несколько раз с дополнениями и небольшими изменениями на церковнославянском и польском языках, последнее издание вышло около 1815 – 1820 гг. В данной книге Иов упоминается в связи с историей Почаевской иконы Божьей Матери, а также в рассказе о ковчеге с мощами великомученицы Варвары, пожертвованном в обитель Луцко-Острожским униатским епископом Иосифом Выговским (1712–1737 гг.) и помещённом рядом с пещерой Иова. Материалы, которые относятся к управлению Иовом Почаевским монастырём, содержатся в архиве Почаевской лавры (Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, Государственный архив Тернопольской области). Документы, связанные с судебными тяжбами Почаевского монастыря, когда обителью управлял Иов, находятся в архивах Луцкого и Кременецкого гродских судов (Центральный государственный исторический архив, город Киев), ряд судебных дел хранится в Тернопольском областном архиве. Данный источник для изучения биографии Иова первыми использовали архимандрит Амвросий (Лотоцкий) и протоиерей Андрей Хойнацкий. Ряд документов, связанных с жизнью и деятельностью Иова, опубликовали Николай Иванович Теодорович и священник В. Левицкий. Иов происходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Из помянника Почаевского монастыря известно, что его отца звали Иваном, мать – Агафией, они жили недалеко от Коломыи (запись рода Иова в помяннике датируется 1641 г., составлена, как полагают исследователи, самим Иовом).

 



 
PR-CY.ru