ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович - Страница 7

В конце завещания И. Жабокрицкий просит похоронить его в Почаевской обители и жертвует ей 200 злотых. Во время разгрома Кременца в 1648 г. в Почаевском монастыре получил прибежище униатский протопоп Феодор Дубницкий. В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому монастырю 16,5 тыс. польских злотых, о чём сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. По сообщению сборника «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божьей Матери храм во имя Святой Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., поскольку церковь была освящена по благословению Луцкого епископа Афанасия (Пузыны; 1632–1650 гг.). Исследователям известны и другие вклады в Почаевский монастырь в игуменство Иова: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинский пожертвовал 10 коп литовских грошей, Екатерина Ледоховская – 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий – 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский – 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева – 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий – 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские – 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий – 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская – 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская – 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалёку от Почаевского монастыря, в урочище Скитец (близ современного села Борщовка), в скиту возвели церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII–XIV вв., часть иноков скита в 1597 г. перешла в новосозданный Почаевский монастырь). В конце XIX – начале XX в. с именем Иова связывали начало книгопечатания в Почаевском монастыре. По благословению Волынского и Житомирского архиепископа Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство имени Иова во главе с заведующим лаврской типографией архимандритом Виталием (Максименко), в которое входила приблизительно треть насельников лавры. Традицию Типографского братства, прекратившего существование в 1918 г. в связи с изъятием отрядами Симона Васильевича Петлюры типографии, продолжило издательство, основанное Виталием (Максименко) в 1923 г. в селе Ладомирова в Словакии при монастыре Иова Почаевского, по официальной формулировке, для продолжения того послушания, которое нёс Иов в почаевской типографии. Однако свидетельств участия Иова в книгопечатании у исследователей нет. В 1618 г. в Почаевском монастыре при поддержке («во притяжании») А.А. Фирлея действовала передвижная типография иеромонаха Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), в которой 12 марта 1618 г. было издано сочинение последнего «Зерцало богословия». В 1618 г. Иов был насельником Почаевского монастыря, но исследователи не могут утверждать, что в этом году он был игуменом и имел отношение к деятельности типографии и изданию названной книги. Кроме того, богословские взгляды Иова – ревнителя аскетизма и Кирилла, – близкого к униатству деятеля существенно различались. Иов принимал участие в общецерковных событиях своего времени. Присутствовал на проходившем 13–16 августа 1628 г. в Киеве Соборе, созванном митрополитом Иовом (Борецким), на котором были осуждены униатские воззрения Полоцкого епископа Мелетия (Смотрицкого). 16 августа было обнародовано соборное определение, в котором отцы Собора оповещали, что они твёрдо придерживаются православия, обещают бороться с унией и призывают к тому всех православных.

 



 
PR-CY.ru