ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович - Страница 10

Исследователи находят примечательным наставление Иова об отречении от мира и о духовном совершенстве, содержащее апологию монашества. Данное поучение основано на втором толковании Иоанна Златоуста на Апостольские послания и на письмах Василия Великого. Иов критикует современников, осуждающих иноков, по-видимому, в первую очередь, имея в виду католических и протестантских полемистов, которым возражал в то время также Иоанн (Вишенский). Иов подчёркивает, что учение Христа дано не только монахам, но и мирянам. Иов указывает на то, что мирянин отличается от монаха только правом иметь семью, в остальном же «всё наравне с иноком предписано ему делать». По мнению Н.И. Петрова, сборник «Пчела почаевская» может быть поставлен в один ряд с фундаментальными полемическими трудами того времени: с «Истины показанием...» Зиновия Отенского, с посланиями старца Артемия и с «Книгой о вере». Полемическая манера Иова своим миролюбивым характером выделяется среди полемических трудов его современников, в частности, представителей острожского кружка. В отличие от них Иов избегает суждений от первого лица и резких обвинений в адрес противников. Почитание Иова началось при его жизни. После кончины святого над его могилой видели необычный свет, у могилы совершались исцеления. В 1659 г. преподобный явился в сонном видении Киевскому и Галицкому митрополиту Дионисию (Балабану) со словами: «Извествую твоему Преосвященству, яко тобою хощет Бог открыти кости моя». Видение повторилось трижды. Взяв с собой овручского архимандрита Феофана (Креховецкого), находившегося тогда в Киеве, митрополит Дионисий поспешил в Почаев, где исследовал местное почитание Иова, проверив рассказы о чудотворениях свидетельствами исцелённых. Затем гроб Иова был извлечён из земли, мощи святого оказались нетленными. 28 августа 1659 г. при большом стечении народа митрополит Дионисий возглавил перенесение останков Иова в притвор недавно воздвигнутой монастырской церкви Святой Троицы, где они были положены для поклонения. Торжество сопровождалось множеством чудотворений. 14 сентября 1659 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, был исцелён от смертельной болезни почаевский игумен Досифей (ум. в 1664 г.). Благочестивая женщина, приехавшая в обитель на праздник, видела, как накануне ночью Иов молился в монастырском храме. Святой передал через паломницу для болящего игумена Досифея смоченный миром платок. Возложив на себя святыню, игумен Досифей исцелился. Согласно записи, внесённой в кременецкие гродские книги 19 ноября 1661 г., житель Кременца Иван Лобос пожертвовал Почаевскому монастырю 760 злотых в благодарность за исцеление его от тяжёлой болезни, последовавшее после молитв при мощах Иова. В 1675 г., во время Збаражской войны, когда 50-тысячный отряд турок и татар осадил Почаевский монастырь, закрывшиеся в обители иноки и крестьяне 23 июля видели над обителью Царицу Небесную с распростёртым омофором, ангелов с обнажёнными мечами и Иова, молившего Пресвятую Деву защитить монастырь. В 1711 г. был наказан местный шляхтич Владислав Каминский, который сомневался в святости Иова и утверждал, что монахи прославили Иова ради корысти. На следующую ночь в поместье Каминских в селе Залесцы около Кременца Владиславу во сне явился грозный старец и наказал палицей за «хульные слова».

 



 
PR-CY.ru