ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 28

Во второй половине XIX – начале XX вв. в Иркутске выросло число иконописно-иконостасных мастерских, которыми владели Н.И. Туголуков, Александр Иосифович Треухов, М.А. Кроненберг, Ф.Г. Долгов, М.Б. Оловин, П.К. Сизых, Е.Г. Крылов, Г.С. Гилевич и др. Хотя масштабы иконописных работ в XIX в., судя по строительству новых церквей, ширились (в Иркутске было возведено 27 церковных зданий и создано 86 иконостасов), художественный уровень иконописи по сравнению с XVII и XVIII вв. резко снизился: высокого духовного достоинства икон XVII в., а также мастерства и виртуозности барочных икон XVIII в. уже не наблюдается. Точкой отсчёта в возрождении иконописания в регионе стала организация в 1994 г. епархиальной иконописной мастерской. Мастерская разместилась на втором этаже над папертью Богоявленского собора, переданного в том же году Иркутской и Ангарской епархии (раньше в течение двяти лет в соборе находился отдел сибирского искусства Иркутского областного художественного музея). С середины 1990 гг. стремительно развивалось современное иконописание в Прибайкалье, это было связано с восстановлением старых и со строительством новых храмов. Специального иконописного учебного заведения в Восточной Сибири нет, большинство сегодняшних иконописцев – выпускники Иркутского училища искусств и курсов, проводимых обществом «Икона в Иркутске» в 1999–2000 гг. За полтора десятилетия иконописцами расписаны собор Богоявления, церкви блаженной Ксении Петербургской и Рождества Христова, Всех святых, в земле Российской просиявших, в Усть-Илимске, Святой Троицы в Байкальске и др. Кроме росписей иконописцами Еленой Алёшиной, Сергеем Вершининым, Ириной Горбуновой и Михаилом Лутаенко, священником И. Малых, С.Н. Фроловым и др. написаны сотни икон в храмы Иркутской и Ангарской епархии. Интенсивное развитие серебряного дела в Иркутской и Ангарской епархии стимулировало поиски руд серебра на Нерчинских рудниках в начале XVIII в. Наличие большого количества серебра стало привлекать в Иркутск мастеров из Центральной России. Так, в 1729 г. в Иркутске находился московский серебряник И. Леонтьев. В 1730 гг. в Иркутске работал мастер серебряного дела из Великого Устюга Михаил Матвеевич Климшин. В 1740–1750 гг. в Пекин для изучения художественных ремёсел, в том числе серебряного, эмальерного и фарфорового дела, ездил иркутский серебряник Алексей Курсин вместе с московским мастером Д. Поповым и Р.С. Мясниковым из Тобольска. Во второй половине XVIII в. основу цеха серебряников составляли коренные иркутяне. Так, к 1785 г. в нём числилось 24 мастера. Семейные династии Бердниковых, Воронежевых, Серебрянниковых, Туголуковых, Фереферовых, Харинских, Чертковых на протяжении длительного времени совершенствовали ювелирное дело в Иркутске, прекрасно владея техниками чеканки, гравировки, чернения по серебру. Кроме них в Иркутске в XVIII–XIX вв. работали серебряники Е.А. Абросимов, А.С. Верхоленцев, Б.И. Гурков, В.Г. Ершов, А.П. Клёстов, братья П.Л. и С.Л. Кузнецовы, Д.П. Леханов, Г.К. Лобанов, Ф. Лукин, Л. Минин, В.Г. Морев, П. Оболкин, В. Оболтин, В. Очередин, П.И. Падерин, М.И. Старцев, Д.А. Студенцов, Л.С. Филёв, Я. Чурин и др. Иконы, богослужебные книги в церквах в Иркутской и Нерчинской епархии, особенно в городе Иркутске, были обильно украшены серебряными с позолотой окладами. Массовое изъятие церковных ценностей в годы советской власти нанесло непоправимый урон сокровищнице ювелирного дела в российских храмах.

 



 
PR-CY.ru