ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 21

Собор иркутского Вознесенского монастыря послужил образцом для ряда храмов, возведённых восьмериком от земли, которые помимо этого монастыря строились и в сёлах (церковь Успения в селе Оёк, Иркутский район, 1812–1845 гг.). В этом монастыре была построена и единственная в епархии семиглавая церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1795–1809 гг., полностью перестроена в 1837–1841 гг.). С начала XIX в. в архитектуру храмов епархии начинают проникать формы классицизма, причём механизмы этого проникновения те же, что и в других регионах России. Полуглавия приобретают треугольную форму (церковь Благовещения в Косой Степи, Ольхонский район, 1795–1804 гг., разрушена в 1930 гг.) или даже отделяются карнизом (церковь Спаса Нерукотворного в селе Петропавловском, Киренский район, 1801–1820 гг., разрушена в 1930 гг.). Затем полуглавие заменяется фронтоном и оформление фасада – пилястровым портиком (верхний этаж Троицкой церкви киренского Свято-Троицкого монастыря, 1790–1817 гг., разрушен после 1944 г.) и, наконец, пристройкой портика (церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Усть-Куда, Иркутский район, 1803–1807 гг.). В местной традиции, соединявшей барокко и классицизм, храмы строились деревянными вплоть до начала ХХ в. (церковь Зосимы и Савватия в селе Падун (ныне в черте города Братска), 1907–1910 гг., разрушена около 1960 г.); иногда они достигали крупных размеров (церковь Святой Троицы в Большой Елани, Усольский район, 1892–1897 гг., разобрана в 1962 г., инженер Николай Савельевич Пухлов). Возводились и храмы восьмериком от земли (Скорбященская церковь в Банщикове, Киренский район, 1889 г.). Первым собственно классицистическим храмом на территории епархии стала церковь Григория Неокесарийского в Иркутске (1802–1805 гг., полностью перестроена в 1879 г.). Согласно сохранившемуся проекту иркутского губернского архитектора Антона Ивановича Лосева в духе палладианских произведений Николая Александровича Львова и Джакомо Кваренги, с запада к ротонде примыкал портик в антах, апсида была оформлена портиком на полуколоннах, с севера и юга стены храма огибали открытые галереи. Влияние иркутской ротонды А.И. Лосева отражает архитектура монументального Казанского храма при Тельминской мануфактуре (Усольский район, 1814–1816 гг.); первая, деревянная церковь была возведена также по проекту А.И. Лосева (1799–1802 гг., сгорела в 1804 г.). Исследователи отмечают, что образ классицистического храма получил здесь весьма оригинальную трактовку. Храм построен по традиционной схеме: к ротонде с запада примыкает овальная в плане колокольня, с востока – обширный алтарь с полуциркульной апсидой. Ротонда храма и апсида перекрыты полусферическими куполами, колокольня состоит из четырёх последовательно уменьшающихся овальных в плане объёмов. С севера и юга стены храма огибают глубокие невысокие открытые галереи. Колокольня и алтарь фланкированы с севера и юга дополнительными помещениями, над которыми на уровне крыш галерей возвышаются цилиндрические объёмы световых барабанов, вплотную придвинутые к основной ротонде. Их купола ниже её, так что в целом пятиглавие образует пирамидальную композицию. Храм сохраняет характерные для барокко усложнённость и контрастность сочетаний объёмов, несколько измельченный плоскостный ордерный декор наложен на мощные объёмы и лишён тектонической убедительности.

 



 
PR-CY.ru