ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 26

В настоящее время исследователям известны больше сорока иконописцев, которые работали в Иркутске в XVIII в. Из них семеро имели духовное звание: епископ Иннокентий (Кульчицкий; 1720 гг. – начало 1730 гг.), иеродиакон Иерофей (Филимонов; 1720–1740 гг.), иеродиакон Виктор (1730–1740 гг.), иеродиакон иркутского Богоявленского собора Никон (Красовский; 1730–1740 гг.), священник иркутского Богоявленского собора Стефан Иванович Копылов (1740 гг.), дьякон Кудинской церкви Никита Маркович Родионов (первая половина XVIII в.), иподиакон, штатный иконописец Иркутского архиерейского дома Гавриил Федорович Озерков (1760–1770 гг.). Иеродиаконы Виктор и Никон (Красовский) ездили в Китай для иконописных работ в Сретенской церкви (построена в 1730 гг. при Посольском дворе в Пекине, где располагалась учреждённая в 1713 Российская духовная миссия в Китае). Часть икон для этой церкви была привезена из Тобольска, другая часть была написана китайскими живописцами, которые допустили ошибки. Для исправления «непорядочного» и были посланы иеродиакон Виктор (в 1736 и 1737 гг.) и иеродиакон Никон (в 1745 г.). Остальные иркутские иконописцы были из сословия цеховых или мещан. В середине XVIII в. в городе были организованы так называемые цехи – объединения ремесленников по профессиональному признаку. В цехах иконописном, меднолитейном, резного и серебряного дел насчитывалось по несколько десятков мастеров, подмастерьев и учеников, причём большинство из них были потомственными иркутянами. Архив ремесленной управы свидетельствует, что малолетних сыновей мастера уже записывали в состав цеха в качестве своих учеников. Среди цеховых уже во второй половине XVIII в. начали складываться династии иконописцев. Исследователям известно, например, что в Иркутске работали 12 иконописцев четырёх поколений Родионовых, династии Литвиновых, Старцевых, Харинских и др. Расцвет в середине – второй половине XVIII в. сибирских городов, и усиление мощи купечества приходятся на время активного распространения барочных форм во всех видах церковного искусства. Динамизм и патетика (характерные черты барочного стиля) как нельзя лучше отвечали энтузиазму и духу предпринимательства сибиряка. Развитие в Иркутске иконописи в стиле барокко происходило в три этапа. Предпосылки барочного влияния исследователи видят уже на иконах конца XVII в. и связывают его с именем Леонтия Кислянского. Но наибольшее распространение иркутская иконопись барокко получила в 1750–1770 гг. и в настоящее время представлена значительным количеством памятников, часть которых пребывает на своих исторических местах – в иконостасах храмов. В 1747 г. начали возведение каменной Крестовоздвиженской церкви, единственной из всех иркутских храмов, максимально полно сохранившей свои иконостасы (три из пяти). Как в архитектуре, так и в живописи Крестовоздвиженской церкви были заложены основные стилевые доминанты, которые впоследствии нашли развитие в иконописи построенных позднее церквей. Отмеченное исследователями архитектуры переплетение в иркутских памятниках локальных ветвей барокко (северной и украинской) находит подтверждение и в иконописных произведениях. Так, на примере икон Крестовоздвиженской церкви черты украинской иконописи проявляются в особенностях иконографии (ср. с образами «Виленская Богоматерь», «Численская Богоматерь» и др.) и в типах ликов (например, на иконе «Архидиакон Лаврентий»).

 



 
PR-CY.ru