ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 27

На некоторых иконах исследователи видят влияние северных художников, которые также в этот период работали в Иркутске (например, на подписной и датированной 1756 г. иконе «Сретение» устюжского иконописца Василия Колмогорова, её стилевые аналоги прослеживаются и на других иконах храма). В артельной работе иконописцев влияние различных стилей давало своеобразный художественный результат. Многие мастера виртуозно справлялись с непростыми художественными задачами и имели высокий профессиональный уровень в рамках российского иконописания Нового времени. Стиль барокко просуществовал в Иркутске больше столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. он проявился в произведениях народных мастеров и ремесленников, барочные завитки в наличниках окон деревянных иркутских домов встречаются вплоть до второй половины XIX в. Третий период, начавшийся со времени канонизации Иннокентия Иркутского (1804 г.), был прерван революцией 1917 г. и установлением в 1920 г. в Восточной Сибири советской власти. Утверждение за светским искусством в начале XIX в. ведущей роли оказало влияние на церковное искусство: традиционная иконопись, претерпевшая глубинные изменения в барочный период, стала трансформироваться в живопись на религиозные темы. Иконы или, точнее, иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма. В таком стиле в 1830–1840 гг. работал М. Мурзин, который жил в Верхнеудинске, позже в Иркутске и создал иконы для церквей Иркутска, Якутска, Кяхты и др. (например, «Рождество Христово» и «Благовещение» в иркутской Крестовоздвиженской церкви). В XIX в. в Иркутске работало много художников, получивших образование в учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: Дмитрий Яковлев (учился в Академии Художеств у Карла Брюллова, в 1850–1860 гг. жил в Иркутске, участвовал в написании икон для иконостасов верхоленской Воскресенской и иркутской Борисоглебской церквей); Николай Васильевич Голубев (в 1848 г. окончил Академию Художеств, в 1854–1863 гг. преподавал рисование в Иркутской губернской гимназии и Иркутском сиропитательном заведении, переехал в Киренск, где написал две иконы для Спасского собора); Максим Иванович Зязин (в 1874 г. окончил Академию Художеств, с 1881 г. преподавал рисование в Иркутской учительской семинарии и Иркутском техническом училище, в 1888 г. написал икону «Святитель Иннокентий Иркутский, с житием»); Николай Васильевич Гребнев (в 1847–1856 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1863–1874 гг. жил в Иркутске); Николай Иванович Верхотуров (в 1883–1889 гг., на рубеже XIX и XX вв. жил в Иркутске, организовал рисовальную школу, написал иконы для церкви Медведниковской больницы). Исследователям известны мастера, получившие образование в Иркутске (например, иконописец Н.И. Туголуков, который брал уроки живописи у Дмитрия Яковлева, портретист М.А. Васильев и др.). В XIX в. иркутские иконописцы интенсивно работали для городских и сельских церквей Иркутской, Нерчинской и Якутской епархии: П.И. Одуевский – в 1808–1811 гг. в Якутске; И.Г. Гундерин и Д.В. Пшеничный в 1826 г. написали иконы для иконостаса церкви в селе Громы Братской волости; в 1845 г. И.Д. Старцев и Д.В. Пшеничный изготовили иконостас для церкви села Шипицина Нижнеудинского уезда; Н. Фролов в 1865 г. написал иконы и выполнил ремонтные работы в Одигитриевском соборе Верхнеудинска; И.А. Нефедьев написал иконы для Посольского Преображенского монастыря, Воскресенского собора Нерчинска, Борогонского улуса Якутской области.

 



 
PR-CY.ru