ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 29

Немногие сохранившиеся изделия свидетельствуют об умении иркутских серебряников проработать форму и поверхность материала так, чтобы выявить его лучшие качества и подчеркнуть особенности. Мастера обладали чувством меры, умением сочетать орнамент с техникой его выполнения и с формой предмета. Во второй половине XVIII в. в Иркутске существовал цех резчиков по дереву, где трудились и мастера иконостасного искусства. В 1785 г. в нём состояли И.Н. Верховинский, К.И. Жижелев с приёмным сыном Василием, братья Г.И. и Н.И. Некрасовы (вступили в цех в 1779 г.), Ф.П. Оверинский, А.И. Рысев. Мастера резного цеха были востребованы в других городах (см., например, дело о конфликте в 1787 г. между А.Е. Быковым и священником Харалампиевской церкви в Иркутске, который пожаловался в городскую думу на мастера, не закончившего в храме иконостас и уехавшего на работы в Олонскую слободу – Государственный архив Иркутской области; тот же мастер в 1807 г. работал в Якутске). В 1810–1811 гг. в списках резного цеха числились братья П. и Ф. Бородины, С. Коротаев, отец и сын С.Я. и Л.С. Красноштановы, О. Очередин, П. Очередин с сыном Петром, С. Тепляшин, П.Г. Чурин. Резным ремеслом занимались посадский Я. Лебедев, иркутские мещане Д. Белозёров, И. Гундерин, А. Кузнецов, П. Поплёвкин, М.Г. Худяков, братья И.П. и В.П. Чипизубовы, отставной казак О. Серёткин и др. В середине – второй половине XIX в. славились иконостасных дел мастера В.Ф. Коротаев, Б.В. Попов, Н.П. Попов, А.П. Сергеев, Н. Фролов и др. Когда в Иркутске начали отливать колокола, исследователям неизвестно. Они полагают, что этим занимался иркутский посадский Иван Тимофеевич Колокольник. На рубеже XVII и XVIII вв. он имел собственный дом в Иркутском посаде, был женат. В документах 1698–1700 гг. указано, что он отливал пищали (осадные ружья) и другие предметы, а его фамилия даёт исследователям основание предполагать, что он владел и мастерством отливки колоколов. В 1763 г. для иркутского женского Знаменского монастыря на его территории отлил колокол мастер Дмитрий Пироговин. В 1772 г. в иркутский котельный цех «по колокольному мастерству» записался Фёдор Ефимович Унжаков с сыновьями Петром, Александром, Алексеем и Иваном. Исследователям известно, что Алексей Унжаков в 1800 г. отлил колокол весом в 485 пудов (по другим сведениям, около 550 пудов) для Владимирской церкви в Иркутске. В 1802 г. он изготовил колокола для Петровской церкви в Усть-Балейской слободе и для Петропавловской церкви в Быковской слободе. Самый большой колокол для кафедрального Богоявленского собора изготовил в 1796 г. на колокольном заводе близ иркутской Крестовоздвиженской церкви казанский купец Илья Ефимович Астраханцев. Второй колокольный завод находился близ Знаменского монастыря. Здесь в 1800 г. для монастыря изготовил колокол мастер Ящеринов. В XIX в. колокольным искусством занимались И.Я. Горшешников, И. Гранин, Москвин, П.С. Чарышников и др. Своим рукоделием славились мастерицы Знаменского монастыря. Монахини в совершенстве владели различными техниками шитья: лицевым, золотным шитьём, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Документов, содержащих сведения о том, с какого времени в монастыре начали заниматься рукоделием, исследователи не обнаружили, но о том, что традиция корнями уходит в XVIII в., может свидетельствовать, по их мнению, «Устав общежительного Знаменского монастыря» за 1816 г., в котором говорится, что в рукодельной мастерской монастыря было 4 отделения: золотошвейное, ризное, портное и башмачное (Государственный архив Иркутской области).



 
PR-CY.ru