ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 25

Сохранившиеся памятники иконописи Иркутска и Восточно-Сибирского региона позволяют исследователям выделить три периода, каждый из которых имеет свои стилистические особенности, определяемые конкретной исторической ситуацией. Первый период приходится на время от основания Иркутска в 1660 гг. до организации Иркутской и Нерчинской епархии в 1727 г. Наличие икон в Иркутском остроге, как полагают исследователи, привезённых ещё землепроходцами, зафиксировано до постройки первой церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя (освящена в 1672 г.). Уже в 1670–1680 гг. здесь работал иконописец Никита Варфоломеев Иконник. До 1727 г. в городе было построено 13 храмов и создан 21 иконостас. Анализ описей церковного имущества позволяет исследователям предположить, что в среднем для каждого храма было изготовлено около сотни икон; кроме того, существовала потребность в иконах «личного благочестия». Большая часть этих икон (предположительно около 1,5 тыс.) могла быть создана в Иркутске в первые 50 лет существования города, однако до нашего времени дошло около сорока. На примере сохранившихся памятников исследователи выделяют три группы икон. Первая связана с работой северных мастеров, приехавших в Сибирь. Это – разнообразный круг икон, по количеству он самый значительный, что объясняется заселением Сибири преимущественно выходцами из Центрального Поморья (Устюжский, Важский уезды); неслучайно в Иркутске особо почитались святые Иоанн и Прокопий Устюжские, во имя которых была построена Чудотворская (Прокопиевская) церковь. Ко второй группе исследователи относят иконы, которые характеризует причастность их создателей к новым тенденциям, получившим развитие в Москве в творчестве Симона Ушакова и мастеров руководимой им иконописной мастерской Оружейной палаты. В Иркутске в 1683–1686 и 1689–1692 гг. работал ученик Симона Ушакова Леонтий Константинов Кислянский, который, занимая ответственные посты (письменного головы, затем иркутского воеводы), имел возможность влиять на художественные процессы в крае. Исследователям известно, что он организовал поиск материалов (красок и нефти, используемой в качестве растворителя), необходимых для иконописных работ. В Восточной Сибири «живоподобие» в иконописи явилось начальной стадией широко распространившегося в последние десятилетия XVIII в. в иркутской иконописи стиля барокко. К третьей группе исследователи причисляют самобытные иконы, написанные местными художниками. На этих иконах присутствуют такие характерные черты, как монголоидный тип ликов, облачка на фоне в стилистике буддийских изображений (иконы «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», обе в Иркутском областном художественном музее). Второй период (1727–1803 гг.) связан с учреждением Иркутской и Нерчинской епархии. Иркутск, как центр епархии, стал средоточием религиозной и художественной жизни Восточно-Сибирского региона. В этот период в Иркутске были построены восемь деревянных и 14 каменных церквей, для оформления приделов понадобилось создать около 60 иконостасов и более 10 тыс. икон. Масштаб работ требовал участия десятков иконописцев, серебряников, резчиков по дереву и других мастеров.

 



 
PR-CY.ru