ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 31

Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти великого князя Василия III», описывающей трогательное прощание великого князя с наследником-отроком Иваном IV Васильевичем, младенцем Георгием и царицей Еленой Васильевной. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьёй, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности. Из материалов Стоглавого Собора (1551 г.) известно, что Ивана IV Васильевича интересовал вопрос о возможности включения в композиции икон наряду с образами святых изображений здравствующих людей, в частности, в связи с иконографией «Приидите, людие, Трисоставному Божеству поклонимся». Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырёхчастной» иконе (1547–1551 гг.) из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними – коленопреклонённые люди «живы суще», среди которых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что таким образом в композицию иконы введено изображение юного Ивана IV Васильевича в окружении свиты. При этом представленная фигура – обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации. У исследователей есть больше оснований связывать с Иваном IV Васильевичем фигуру юного царя в нижнем центральном клейме Тихвинской иконы Божьей Матери в раме с 16 клеймами Сказания (третья четверть XVI в., рама – середина XVI в.) из Благовещенского собора Московского Кремля. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресвятой Богородице. Надпись в клейме, как полагают исследователи, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч(с)т(о)м (б)раз иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление Ивана IV Васильевича о принятии царского венца перед чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери в 1546 г. Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец великий князь Василий III Иванович, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания Ивана IV Васильевича на царство, были помещены в местный ряд иконостаса. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, например: на иконе с 16 клеймами Сказания из Успенского собора в Дмитрове (1560 гг., Музей Андрея Рублёва) – молодой Иван IV Васильевич в шапке с меховым околышем, в бармах, в богато украшенных одеждах; на иконе с 26 клеймами чудес из Успенского собора Тихвинского монастыря работы тихвинского иконописца Родиона Сергеева (1678 г., Новгородский музей-заповедник) – молодой царь показан без барм, но в городчатом венце и с нимбом.

 



 
PR-CY.ru