ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 37

Условные портреты Ивана IV Васильевича и изображения событий его царствования есть на многих книжных эстампах, на гравюрах «Портрет императора Петра I» Питера Пикара (1717 г., Российская национальная библиотека), «Великие князья и цари Российские» начало XIX в. (Исторический музей, Российская национальная библиотека), на литографиях «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» 1858 г., «Великие князья, цари и императоры Российские» 1862 г., изготовленных в мастерской Ивана Александровича Голышева во Мстёре (Литературный музей), и др. Образцом для многих живописных повторений и эстампов стал портрет Ивана IV Васильевича, выполненный в технике меццо-тинто гравёром Иоганном Штенглином с оригинала Ивана Ивановича Бельского в 1742 г. Д.А. Ровинский указал 80 гравированных портретов Ивана IV Васильевича XVIII–XIX вв., в том числе конные изображения, ростовые и оплечные (со статуи Марка Матвеевича Антокольского), с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т.д. Большую группу составляют ранние гравированные изображения Ивана IV Васильевича, созданные в западном искусстве, значительная часть которых – портреты, исторически недостоверные. Так, Энтони Дженкинсон, представитель английской королевы при русском дворе, во время первого путешествия по России в 1557–1560 гг. составил карту Московии, которая была включена в атлас Aбрахама Oртелия «Зрелище земного мира» (Лондон, 1562 г.; экз. 1572 г.: музеи Московского Кремля). В верхнем левом углу карты помещено изображение Ивана IV Васильевича в образе библейского царя с тюрбаном на голове, сидящим на фоне шатра. Две гравюры из коллекции Д.А. Ровинского дают представление о том, как оценивали личность русского царя современные ему представители западной культуры. На заглавном листе редкой книги  1588 г. Иван IV Васильевич изображён сидящим на престоле, со скипетром в руке, образцом послужил его «портрет» на карте Дженкинсона. С правой стороны от государя стоят три боярина, слева – клирики с книгами и чётками, рядом с ними изображены иконы Божьей Матери, Иисуса Христа и святителя в западной иконографии. На гравюре из книги 1581 г. Иван IV Васильевич представлен верхом на коне, одет по-турецки, на голове – чалма, в левой руке – копьё с насаженной головой человека. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговорённых к смерти. Одна из гравюр «Польско-русских известий» (Нюрнберг, 1582 г.; экз.: музеи Московского Кремля), брошюры с описанием третьего похода Стефана Батория на Россию, отражает попытку в соответствии с жанром издания («летучий листок» – прообраз современной периодической печати) создать «достоверный» портрет русского царя. Иван IV Васильевич изображён погрудно в лёгком повороте вправо, в парадном княжеском облачении – парчовом узорчатом кафтане и высокой шапке, украшенной драгоценными камнями, из-под которой видна копна волос.

 



 
PR-CY.ru